Журналист Игорь Шнуренко — о том, почему современные люди по сути мало чем отличаются от своих предков.
Почему–то считается, что современные люди, в отличие от их предков, существа рациональные. Раньше–де люди верили во всякие странные вещи, например в целительную силу мощей, в скорое второе пришествие, в Николая Чудотворца, в Сталина, в коммунизм, а сейчас человек совершенно изменился и не верит ни во что.
Одни говорят, что это хорошо и прекрасно, и долой всяческое мракобесие, и больше дайте нам всяческих Тангейзеров и бородатых Кончит, и любой человек в любом храме имеет право на самовыражение. По–любому. И отстаньте от наших детей в школах, пусть им преподают, например, дистиллированную литературу, где из Достоевского и Толстого выпарили все христианство.
Только дай волю и допусти религиозные ассоциации в классе — дети так восприимчивы, могут и в самом деле поверить в Христа. Не дай бог!
Другие, наоборот, сетуют на падение веры, что привело страну к потере всяческой нравственности. Панацея видится им в строительстве все новых храмов, в неистовой борьбе с отступлениями от морали, в освящении мирских объектов. Сколько молний метнул громовержец Милонов, когда узнал об осквернении святого петербургского ЗС языческим шаманом!
И те и другие не видят, что человек по сути изменился мало. И предрассудков точно не стало меньше — только сейчас это вера в откровение Мормона, в каббалу, в Кали, в Шиву, в Кришну, в Майдан, в Свободный Рынок, в таинство Представительной Демократии, в святость США, в Инвестиционный Климат. Кто с этим спорит — анафема! Когда–то миллионы людей скорбели по Иоанну Кронштадтскому, потом страна плакала, когда ушел Сталин, теперь национальная трагедия — смерть популярной певицы.
Предмет поклонения изменился, вот и все, а свято место пусто не бывает.
Советы разрушили сакральность Царя и Церкви — но скоро сделали святыми Вождя и Партию.
Когда вера в них угасла, воры в законе и артисты эстрады (и те и другие интеллигенты, само собой) возвели на пьедестал Олигарха–Героя и Святую Попсу.
Но так ли крепка вера в этих последних? Наверняка уйдут и они.