Владислав Попов и Александра Оленина создали поисковик, который находит зарубежные образовательные программы

Автор фото: Беликов Валентин
На фото слева направо: Александра Оленина и Владислав Попов, стратап StudyQa.

Владислав Попов (29 лет) и Александра Оленина (26 лет) создали поисковик образовательных программ по всему миру. StudyQA позволяет студентам находить зарубежные программы бакалавриата и магистратуры, исходя из полученной специальности, собственных интересов и знания языка. А также подавать документы и общаться с представителями вузов.

Сейчас StudyQA предлагает около 80 тыс. образовательных программ в 9 тыс. вузов по всему миру. Это не просто поисковик зарубежных образовательных программ, убеждают Владислав и Александра, а умная аналитическая система, которая может оперировать большим объемом данных и сама предлагает пользователю университет, который лучше всего подойдет именно ему. "Мы собираем информацию о студенте и его пожелания к будущему вузу, а также пожелания вуза к своим будущим студентам и сводим их воедино на сайте. В итоге все оказываются в ситуации win–win", — говорит Владислав.

Рынок "светлых голов"

Сейчас 60% соискателей — это русскоговорящие пользователи, остальные 40% — из США, Европы и Азии. Всего в месяц на сайт заходят 20 тыс. посетителей, зарегистрированных аккаунтов студентов — около 30 тыс. Первые прототипы проекта друзья создавали в публичной библиотеке Вашингтона в июне 2014 года, во время путешествия. Тогда же придумали главное ноу–хау сервиса: поиск не по вузам, а по программам.
"Обычно говорят: "Я хочу в Европу. Специальность такая–то". Или: "Изучаю биологию, знаю испанский, ищу грант на обучение". Мало кто говорит: "Хочу в Гарвард на такую–то программу вот этого факультета". Поэтому такая система поиска эффективнее и удобнее", — объясняет Александра. Важно то, что представители вузов сами смотрят аккаунты активных студентов и сразу могут проявить интерес к соискателю программы или объяснить, почему этот студент ему неинтересен.
В поисковой выборке студентам выдаются уже заинтересованные в нем университеты. За доступ к "рынку студентов" платят университеты, для студентов все бесплатно. В ряде случаев StudyQA берет у вуза процент от стоимости первого года обучения за каждого студента, пришедшего в вуз через этот сервис. Модель монетизации также предполагает размещение рекламы. 50 контрактов с вузами у Владислава и Александры уже есть.
"Рынок большой: американские университеты тратят $5,6 млрд в год на рекрутинг иностранных студентов", — замечает Александра.
На сайте StudyQA подали заявки на поступление около 100 человек, пять из них уже поступили. Стартап официально запустился 20 января 2015 года. К сентябрю предприниматели надеются создать на сайте единую форму, чтобы подавать заявку на поступление в университет, не покидая StudyQA. За техническую часть проекта отвечает Никита Траторов (31 год), у которого есть большой опыт работы с массивными базами данных. Он уже разработал и внедрил ряд городских IT–проектов: городскую базу данных гидов–переводчиков и межрегиональную городскую базу туристских объектов.
В проект учредители вложили около $20 тыс. личных денег, в том числе прибыль с предыдущих проектов Александры и Владислава. Оборот составляет около $3,5 тыс. в месяц. На окупаемость проект должен выйти к маю 2016 года.

Первый блин не комом

StudyQA — это второй совместный проект Владислава и Александры. Идея первого, который получил название GSA, заключалась в консалтинге студентов по обучению за рубежом. Тех, кто только задумался об обучении в другой стране, консультировали знакомые Владислава и Александры — русскоязычные выпускники иностранных вузов. Они рассказывали, куда и как поступать, можно ли рассчитывать на стипендию и оплату проживания, к каким экзаменам готовиться. Однокурсники смогли воплотить его в жизнь потому, что сами имели опыт стажировок и обучения вне России, а также наработали множество полезных контактов (оба проходили стажировку в штаб–квартире ООН в Нью–Йорке и в других странах). Средний оборот сегодня — 200 тыс. рублей в месяц.

Разворот на Азию

На российском рынке основные конкуренты проекта — это Hotcourses, на зарубежных — MastersPortal, College Board, Zinch. Это базы университетов, большинство из которых позволяют искать вузы не по всему миру, фокусируясь на Европе либо на Америке.
"Количество российских студентов, которые едут в бакалавриат и магистратуру в другие страны, за последние 1,5 года принципиально не изменилось, — говорит Ольга Гозман, генеральный директор компании Begin Group. — Это фундаментальное образование, которое влияет на карьеру и возможность работать за рубежом". По ее словам, деньги на это обучение обычно откладываются заранее и в валюте, поэтому у родителей сейчас есть средства отправлять студентов учиться за рубеж. Кризис повлиял на студентов, выезжающих за рубеж на каникулярные и языковые образовательные программы. При этом она отмечает, что растет количество студентов, которые выбирают для обучения азиатские страны — Китай, Южную Корею, Сингапур.