Известный дзюдоист Альберт Цибаев стал совладельцем компании "СТС" и собирается строить метро

Автор фото: judonw.ru

Известный дзюдоист Альберт Цибаев, став совладельцем компании "Специализированное тоннельное строительство", оказался главным конкурентом ОАО "Метрострой" в получении подрядов на десятки миллиардов рублей на строительство метро в Петербурге.

Партнер миллиардера Бориса Ротенберга и известный дзюдоист Альберт Цибаев стал совладельцем компании "Специализированное тоннельное строительство" (СТС) с годовым оборотом 3,5 млрд рублей и опытом выполнения самых крупных подрядов на десятки миллиардов рублей. По данным ЕГРЮЛ, с апреля 2015 года он получил 30% акций СТС. До сих пор компания принадлежала ее гендиректору Владимиру Агияну, который теперь владеет только 70% акций. Как сообщил dp.ru источник в компании, в скором времени Альберту Цибаеву может перейти контрольный пакет акций.  
Альберт Цибаев — известный дзюдоист, заслуженный тренер России, мастер спорта по самбо и дзюдо. Он стоит во главе сразу нескольких спортивных организаций — Северо-Западного отделения Федерации дзюдо и партнерства по развитию этого вида спорта в регионе (всего в городе с десяток разных объединений дзюдоистов). Кроме того, возглавляет одну из региональных организаций по кунг-фу. Среди учредителей партнерства по развитию дзюдо и самбо есть и совладелец СМП-банка, миллиардер Борис Ротенберг. А в попечительский совет федерации самбо в Петербурге входит губернатор города Георгий Полтавченко. Есть среди поклонников дзюдо и другие известные петербуржцы, достигшие больших высот как в бизнесе, так и в политике.
Супруга Альберта Цибаева, Мадина Цибаева, является партнером Бориса Ротенберга (еще один известный дзюдоист) по строительной компании "Интарсия". Борис Ротенберг приобрел 75% СК "Интарсия" 2 года назад. С тех пор фирма стабильно инвестирует сотни миллионов рублей в строительство школ дзюдо в Северо-Западном регионе в качестве благотворительности. Мадине Цибаевой в "СК "Интарсия" принадлежит 5%. Оставшаяся доля оформлена на кипрский офшор "Консорсео-Инвест". Также Мадина Цибаева является совладелицей торговых бизнесов "СтАл" и "Форинт СПб" и владеет охранным предприятием "Спутник Секьюрити" и строительной компанией "Центр бизнес-коммуникации".
Структуры, связанные с Борисом Ротенбергом и его партнерами, таким образом, продолжают экспансию на рынке крупных госзаказов в Петербурге. Так, из около 100 генподрядных фирм, работающих в городе по госзаказу, лидерами с оборотом выше 4 млрд рублей в год долгое время выступали три компании — "Метрострой", "Мостоотряд-19" и "Интарсия". После покупки доли "Интарсии" Борисом Ротенбергом расклад этих сил в корне изменился, и произошли эти перемены всего за 2 года. "Мостоотряд-19" по стечению обстоятельств лишился всех столь привычных объемов госзаказа и обанкротился, а "Метрострой" в последние месяцы стал героем нескольких крупных скандалов, вступил в открытую конфронтацию со Смольным и все сложнее и сложнее получает контракты, за которые раньше компании даже не приходилось соревноваться.
Врочем, стоит признать, что "Метрострою" не впервой отражать атаки на свои конкурсы со стороны самых влиятельных конкурентов. Так, в прошлом году он, несмотря на все трудности, не отдал подряды структурам Геннадия Тимченко и Олега Дерипаски. Чиновники и представители ГУП "Петербургский метрополитен", входящие в жюри конкурсов, неизменно присуждали победу "Метрострою", даже если его заявка не была самой выгодной для города с точки зрения денег и сроков исполнения. Возможно, тут сказывается использование проверенной тактики — выход на стройплощадку задолго до окончания конкурса, как это было в случае со строительством "Спортивной" в 2012 году. А Фрунзенский радиус больше года строили и вовсе без утвержденного проекта. Уже тогда компания подвергалась критике, а чиновники грозили ей конкуренцией. Но эти обещания звучали скорее для галочки, ведь серьезных конкурентов у "Метростроя" не было.
Однако сейчас на компанию Вадима Александрова давят со всех сторон. Первый же случай, когда "Метрострою" пришлось участвовать в конкурсе наравне с конкурентами, обернулся казусом. Поданные компанией документы оказались настолько некорректными, так что даже крайне лояльные к ней чиновники были вынуждены признать монополиста недостаточно квалифицированным для строительства в городе метро. Видимо, сказалось традиционно равнодушное отношение к таким формальностям, как проведение конкурса. Правда, спустя несколько дней конкурс провели снова, и "Метрострой" получил свой заказ.
Но уже год назад "Метрострой" начал терять заказы, как в случае с инженерной подготовкой станций Фрунзенского радиуса за 420 млн рублей — его получило ООО "СМУ-303". К началу мая можно было насчитать уже пять случаев  претензий госорганов к "Метрострою", включая требование налоговой вернуть 470 млн рублей. В компании признают, что исполнение этого требования поставит под угрозу исполнение госконтрактов и выплату кредитов на 7,8 млрд рублей.
В апреле "Метрострой" начала теснить СТС. Сразу после перехода 30% акций Альберту Цибаеву компания решилась на участие в конкурсе на самый крупный госзаказ года — строительство продолжения четвертой линии метро от станции "Спасская" до станции "Горный институт" за 21,3 млрд рублей. Причем СТС, скорее всего, одержала бы победу в этом конкурсе, так как предлагала лучшую цену и приложила документы об опыте работ более чем на 20 млрд рублей. Но Смольный не допустил "СТС" к участию, сославшись на формальные причины, как и еще одного претендента на победу — ПРиСС. Победителем был объявлен "Метрострой".
Тем не менее СТС и ПРиСС оспорили эти результаты в ФАС России (споры по контрактам на такие большие суммы рассматривают в Москве), и ФАС потребовала пересмотреть результаты. Скандал вокруг этого подряда не утихает до сих пор и вряд ли скоро завершится. Очевидно, что СТС претендует на роль лидера метростроения, которая до сих пор доставалась "Метрострою".
Победив в этой борьбе, структуры Бориса Ротенберга фактически завоюют рынок крупного строительства на земле и под землей. До сих пор они работали в городе и Ленобласти под брендами "Акрос", "МТЭР Санкт-Петербург" и др., получая подряды на миллиарды рублей и постепенно становясь лидерами рынка. В целом годовой объем госзаказа на такие инфраструктурные подряды достигает 30 млрд рублей.
В СТС отказались назвать условия, на которых был продан пакет акций. Альберт Цибаев лишь сообщил, что решил заняться этим бизнесом, поскольку считает рынок тоннельного строительства в Петербурге занятым не полностью. "Это очень интересный бизнес. К его освоению нужно будет подходить комплексно. В компании я не принимаю решения единолично. Мы взвесим конъюнктуру рынка и на основании сделанных выводов будем принимать какие-либо решения", — витиевато ответил он на вопрос о планах СТС на участие в конкурсах на строительство петербургского метро.
Самый известный и крупный проект СТС — строительство главного канализационного коллектора "Водоканала" за 28,3 млрд рублей. Владимир Агиян, который до сих пор владел 100% СТС, также через принадлежащие ему юрлица контролирует ООО "Струйные технологии и строительство" (СТиС). Эта фирма тоже строила коллекторы для "Водоканала" за несколько миллиардов рублей. Также и крупный подрядчик "Водоканалстрой" подконтролен Владимиру Агияну. Вполне возможно, что все эти компании теперь попали в зону интересов предприимчивых дзюдоистов.
Альберт Цибаев родился в 1966 году в Грозном, окончил Высшее военное краснознаменное командное училище внутренних войск МВД в Орджоникидзе (Владикавказ) и Северо-Западную академию госслужбы. Имеет воинское звание полковника.