Александр Сологуб alexander.sologub@dp.ru Все статьи автора
26 мая 2015, 14:58 1267

Контейнерный оборот российских портов продолжает сокращаться

Фото: Тихонов Михаил

Объемы перевалки контейнеров в петербургском порту рухнули на 31%. Спад объясняют санкционной войной России и стран Запада, в результате которой резко сократился поток товаров. При этом в борьбу за остатки грузов вступают все новые и новые игроки.

Контейнерный оборот российских портов стремительно сокращается: по итогам I квартала 2015 года он упал в среднем на 23%, до 1 млн TEUs (эквивалент 20-футового контейнера). Такие данные приводит исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов РФ Серик Жусупов. Больше всего, по его словам, потеряли терминалы петербургского порта, которые всегда обрабатывали самое большое число контейнеров в РФ. Их оборот за первые 2 месяца текущего года сократился на 31%, до 392 тыс. TEUs.

От контейнерных перевозок ждут падения и роста

От контейнерных перевозок ждут падения и роста

888
Александр Сологуб

Если эта тенденция сохранится, то по итогам 2015 года оборот российских терминалов достигнет минимального уровня за последние 5 лет — 3,8 млн TEUs. При этом петербургский порт перевалит за год 1,6 млн TEUs. А избыток мощностей превысит 66% с учетом того, что к концу года будет запущен контейнерный терминал в Бронке, который строит ООО "Феникс", подконтрольное Дмитрию Михальченко и Николаю Негодову.


Кто виноват?

Спад перевалки контейнеров Серик Жусупов объясняет санкционной войной России и стран Запада, в результате которой резко сократился поток товаров из Европы в Россию. Хотя, по мнению Серика Жусупова, влияние санкций ослабевает, падение импорта достигло минимума и вскоре ситуация стабилизируется, а со второй половины года, возможно, начнется рост импортного контейнерного оборота — товары пойдут из тех стран, которые придут на смену европейским поставщикам. "В результате по итогам года падение контейнерного оборота не превысит 20%", — надеется эксперт.

Однако стоит отметить, что негативное влияние на импорт оказали не только санкции, но и резкая девальвация рубля, повышение Банком России ключевой ставки в конце 2014 года. Из-за этих факторов потребительский и инвестиционный спрос на импортные товары в России сильно сократился. Предпосылок для его роста пока нет, отмечают многие аналитики, поскольку реальные доходы граждан сокращаются и многие инвестиционные проекты пребывают в замороженном состоянии.

Денис Негодаев, генеральный директор ООО "Трансфенника Раша", отмечает, что объемы импортных перевозок сокращаются по всем категориям грузов: от сельхозпродукции до оборудования.

Одновременно с этим, по словам эксперта, растет экспорт, в частности, пиломатериалов, появляются новые направления, например, из Российской Федерации начали вывозить в Европу бывшую в употреблении дорожно-строительную технику, магистральные тягачи, которые не находят теперь здесь применения.

Что делать?

В 2014 году ускорился отток контейнерных грузов из петербургского порта в порт Усть-Луга

В 2014 году ускорился отток контейнерных грузов из петербургского порта в порт Усть-Луга

1233
Александр Сологуб

Больше всего сейчас беспокоит участников рынка обострение конкуренции на фоне снижения грузопотока. "Запуск Бронки осенью 2015 года изменит распределение сил на рынке", — уверена Татьяна Седухова, директор по развитию российских терминалов Global Ports (крупнейший игрок на Северо-Западе РФ).

Опасения участников рынка небезосновательны. Перед терминалами, расположенными в исторической части Петербурга, Бронка обладает неоспоримыми преимуществами: вдвое меньшее время подхода к терминалу, глубина акватории позволяет принимать суда, которые прежде даже не рассматривали в порту Петербурга, близость к кольцевой автодороге и, возможно, стоимость обработки контейнеров, которая в Бронке будет ниже, чем у конкурентов. Впрочем, Алексей Шуклецов, исполнительный директор "Феникса", заявил, что компания демпинговать не собирается. "У нас достаточно преимуществ, чтобы привлечь к себе внимание", — уверен эксперт.

Тем временем конкуренция за контейнеры усиливается и со стороны других российских портов. По мнению Ирины Третьяковой, директора по развитию и маркетингу "Контейнершипс Санкт-Петербург", на место европейских компаний, потерявших российский рынок, приходят поставщики из Турции, Египта, а они ориентированы на черноморские порты.

Возможности нарастить обороты участники рынка видят в увеличении экспорта грузов, которые ранее перевозились не в контейнерах, а иными способами.

"Россия обладает высоким потенциалом роста контейнерного оборота, обусловленного существенным отставанием страны от развитых государств по уровню контейнеризации грузов", — говорит Татьяна Седухова. По ее словам, в России только 4% химических грузов перевозится в контейнерах, а в ЕС и США — 47%.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама