Российская текстильная и швейная промышленность не сможет выжить без поддержи правительства

Автор фото: Ковалев Петр

Текстильщики и швейники требуют от правительства РФ срочной материальной поддержки. Без нее отрасль с оборотом 700 млрд рублей в год (доля Петербурга — 50 млрд рублей) не сможет не только развиваться, но и выжить.

Правительственные программы поддержки текстильной и швейной промышленности малоэффективны, говорят участники рынка. Они направили в правительство РФ предложения по поддержке отрасли, утверждая, что, если действенные меры не будут приняты, отрасль с оборотом 700 млрд рублей в год (доля Петербурга — 50 млрд рублей) окажется в критической ситуации.
Даже сейчас, при слабом рубле, когда импорт покидает российский рынок, отечественные текстильные и швейные фабрики не в силах занять освободившиеся ниши и сокращают выпуск продукции. С начала года он упал в среднем на 20%.

За последние полгода власти приняли несколько программ поддержки текстильной и швейной промышленности. Так, петербургские чиновники предусмотрели частичную оплату выставочно–ярмарочной деятельности (до 350 тыс. рублей на одного заявителя), компенсации до 50% затрат на аренду производственных помещений (но не более 500 тыс. рублей на одного заявителя), субсидирование процентной ставки по кредитам на развитие производства. На федеральном уровне промышленникам предлагают компенсировать часть расходов по кредитам на пополнение оборотных средств. А предприятия, реализующие инвестпроекты, вправе рассчитывать на семилетнее обнуление налога на имущество и снижение налога на прибыль до 13,5%.
Такими мерами чиновники рассчитывают к 2020 году увеличить долю отечественной швейной продукции на родном рынке до 40% с нынешних 25%.

Заградительные меры

Производители считают, что эти меры закрывают дыры в отрасли, но не решают проблем в комплексе. Они предложили правительству создать уполномоченный банк для кредитования предприятий легпрома, куда отчислялось бы 30–40% импортных пошлин на продукцию легкой промышленности. Следующая мера — ввести запрет на закупку товаров легпрома, изготовленных из иностранных материалов и комплектующих, для компаний с государственным участием.
Сейчас власти одной рукой помогают, а другой перекрывают воздух. Так, с 2016 года будут снижены ввозные пошлины на многие виды одежды и обуви, а по некоторым видам продукции — почти обнулены. Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) считает, что нужно вводить заградительные пошлины на ввоз одежды. В российских магазинах доля импортной одежды — 75%. Как отмечает директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева, главные проблемы российского легпрома — нехватка местного сырья, высокие затраты на создание новых производств. "Чтобы отвоевать себе долю на рынке, нужно вкладываться во всю производственную цепочку: от выработки сырья до строительства заводов, которые бы изготавливали качественную нить. При этом рентабельность таких проектов невелика, и в стране есть много более привлекательных объектов для инвестиций. Плюс надо вкладывать гигантские средства в маркетинг", — говорит Маргарита Горшенева.

Дорогой текстиль

Текстильная промышленность находится в критическом положении, утверждают производители. Затраты на создание и развитие производства очень велики, а устанавливать высокие наценки на продукцию невозможно из–за сильной конкуренции со стороны азиатских производителей. В результате в Петербурге закрылись почти все текстильные комбинаты, а построить новые нереально.
Для создания ниточного комбината требуется не меньше 10 млрд рублей, так как производственная цепочка от сырья до конечной нитки состоит из 15 этапов. "Одна чесальная машина стоит 300 млн рублей, а их для предприятия нормального уровня нужно как минимум 10. И это только один из 15 этапов", — отмечает представитель одной петербургской компании.
Как рассказали на Прядильно–ниточном комбинате имени Кирова (ПНК), когда предприятие собралось расширяться, строить новый комбинат и обратилось в Смольный за землей, был предложен очень дорогой участок. "Если покупать землю по этой цене, то никакое промышленное предприятие на ней построить невозможно — затраты не окупятся десятилетиями", — возмущен собеседник с ПНК. По его словам, сейчас комбинат рассматривает возможность строительства предприятия в других регионах — Калуге или Воронеже.

В расчете на госзаказ

Швейная промышленность находится в более выигрышном положении, так как требует меньше капиталовложений и подпитывается государственными заказами. Например, на создание крупного швейного предприятия требуется 2–3 млрд рублей. В отличие от прядильно–ниточного, швейное производство обычно имеет лишь два этапа — раскрой и сшивание. Соответственно, и оборудования нужно меньше.
Как считают в "БТК групп", у Петербурга сильные конкурентные позиции в производстве школьной формы, специальной и защитной одежды для различных отраслей. То есть в тех сегментах, где ключевую роль играет госзаказ. Если государство будет стимулировать госзакупки спецодежды у отечественных производителей, то фабрики смогут вкладываться и в развитие производства повседневных мужских и женских моделей.
Фабрики, ориентированные на рыночные продажи, спешат воспользоваться связанным с кризисом оттоком с российского рынка иностранных брендов. Так, Tribuna намерена нарастить в этом году объем производства на 20%, так как с рынка ушли некоторые производители премиального белья.
Однако, если государство не обеспечит промышленникам льготные ставки по кредитам, сделать это будет сложно, предупреждает руководство предприятия. "Все оборудование и сырье у нас импортное, из–за роста валютных курсов оно сильно подорожало. При этом получить кредит по ставке меньше 20% очень сложно", — говорят на фабрике.
Впрочем, в последнее время Минпромторг энергично лоббирует интересы швейников, так что, возможно, эту проблему удастся решить, надеются производители.
В Петербурге практически отсутствует текстильное производство. Еще в 1990–е годы Петербург потерял такие крупные предприятия, как "Северная мануфактура" (хлопчатобумажные ткани) и Комбинат имени Тельмана (шерстяные ткани). Причем это были производства полного цикла. Сейчас в городе существует лишь несколько предприятий, изготавливающих суровые х / б ткани и брезент. Шерстяные, смесовые и синтетические ткани не делает никто. По сути, текстильную промышленность нужно не стимулировать, а возрождать с нуля.
Сергей Илюхин
гендиректор ООО "Балтийская мануфактура"
Если бы швейная отрасль получила поддержку со стороны государства, то у нас был бы колоссальный успех. Например, в других странах затраты производителей на выставочно–ярмарочную деятельность компенсируются государством. Это огромные деньги: даже если компания арендует маленький стенд, это стоит миллионы рублей. У нас получить такую поддержку невозможно. Большая проблема с кадрами. Университеты выпускают очень много менеджеров, но совершенно нет специалистов технических специальностей: швей, механиков.
Татьяна Удачина
гендиректор компании Tribuna