Кто привел "Газпром" в "Зенит"

Автор фото: Шамуков Руслан/ТАСС

Журналист Владислав Бачуров рассказывает, что произошло в скандальном матче "Зенит" - "Спартак" в 1996 году, как после этого матча увольняли главного тренера Павла Садырина, и кто привел "Газпром" в клуб.

Многие проблемы российского футбола появились не сегодня. Поэтому так интересно прочитать книгу Геннадия Сергеевича Орлова "Вертикаль "Зенита". Конечно, ко многим героям книги у известного футбольного комментатора нескрываемая симпатия, с какими–то персонажами отношения сложные, но никакой предвзятости или попытки навязать свое понимание ситуации в книге нет. Истории, свидетелем которых был Геннадий Орлов, рассказаны максимально объективно, нет деления на своих и врагов, на черное и белое, нет желания навязать свое мнение или поставить кому–то двойку.
Так описана в книге "Вертикаль "Зенита" и одна скандальная и до сих пор не разгаданная история. Перед последним туром чемпионата России 1996 года "Зенит" шел на 10–е место. За 1–е место боролись "Спартак" и "Алания". "Спартаку" предстоял матч с "Зенитом", который и повел уже в самом начале матча. И тут вратарь команды Роман Березовский пропускает два гола: сначала Андрей Тихонов ударом с острого угла счет сравнял, а на 71–й минуте Егор Титов неожиданно пробил издали, и мяч оказался в воротах.
Сразу пошли разговоры. "Якобы Березовский сдал игру, но потом раскаялся, пришел в команду и, плача, кинул на стол полученные за пропущенные голы деньги — $30 тыс., — пишет Орлов. — Говорили также, что "Алания" предлагала "Зениту" за то, что он сделает хотя бы ничью, гораздо большие деньги — $250 тыс. Но на всех.
Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть утверждение, что Березовский тот матч продал: это значило бы взять на себя слишком большую ответственность. Но как комментатор того матча, а также бывший футболист могу сказать, что голы были и вправду странные, и вратарь уровня и квалификации Березовского не имел права их пропускать. Особенно первый мяч — от Тихонова со штрафного. Роман упал как ребенок. Знаете, как бывает: малыш закрывает от страха глаза, чтобы не видеть, что дома происходит. Вот и здесь так же было. И от этого ощущения странности всего происходящего никуда не деться. И потом о Березовском в подобном контексте нет–нет да и поговаривали.
Хотя Владимир Казачёнок, который одно время был главным тренером "Химок", где довольно долго играл Березовский, говорил, что надежнее вратаря, чем Роман, он не встречал. К тому же в том злосчастном матче голкипер "Зенита" отбил несколько гораздо более сложных мячей, которые, если бы он действительно сдавал игру, как раз–то и следовало пропустить. История вокруг того матча действительно темная…"
В книге приведено много подробностей того скандала. И про то, что тогда одним из спонсоров "Зенита" была компания "Балтика", которой руководил Таймураз Боллоев, болевший за "Аланию". После этого матча Боллоев от спонсорства "Зенита" отказался…
И про интервью нападающего "Зенита" Сергея Дмитриева, который заявил, что матч со "Спартаком" сдал один человек, который своей нечестной игрой отнял у команды приличные премиальные от "Алании".
И как через полтора года после матча выступил Павел Садырин, заявивший, что знает, как происходила сдача игры, и обвинивший в ней Романа Березовского. "По словам Садырина, — пишет Орлов, — президенту "Зенита" Виталию Мутко было выгодно, чтобы его клуб проиграл и занял только 10–е место: тогда размеры премиальных футболистам уменьшались в полтора раза, а его, Садырина, можно было уволить за плохие результаты".
Действительно, после окончания сезона 1996 года домой к Садырину приехал курьер из клуба, — рассказывает Орлов историю увольнения со слов жены Павла Садырина Татьяны, — и на лестничной клетке около мусоропровода вручил ему листок — официальное письмо из клуба. Пункт первый — благодарность за проделанную работу. Пункт второй — извещение, что контракт продлен не будет.
"Когда в 1996 году с Павлом Федоровичем не продлили контракт, — вспоминает Геннадий Орлов, — я встал на его сторону. Этим я вызвал смертельную обиду Виталия Мутко: потом два с половиной года я не комментировал игры "Зенита". Я и по сей день убежден, что дать Садырину подписать уведомление возле мусоропровода — это было некрасиво, унизительно, несправедливо.
Но лишь спустя годы, когда мы с Виталием Леонтьевичем наконец объяснились, я узнал важную вещь. Желание расстаться с Садыриным исходило прежде всего не от самого президента клуба, а от его акционеров. Мутко ведь был управляющим, а не владельцем. Во главе акционеров стояли: один из руководителей "Газпрома" Петр Родионов, работавший вместе с тогдашним главой компании Ремом Вяхиревым, и глава "Лентрансгаза" Сергей Сердюков. Именно Мутко уговорил "Газпром" прийти в клуб".
Есть версия, что акционеры отказались от Садырина, потому что в окружении тренера были люди, которые сами хотели купить "Зенит". Но это только версия…