Очередь за штрафом

Идея передать установку 1300 фиксаторов скорости на дорогах Ленобласти в частные руки уже приглянулась местному бизнесу. Но у чиновников пока нет проекта ее реализации.

Об инициативе передать установку фиксаторов в частные руки рассказал председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Михаил Козьминых. По предложенной комитетом схеме, область передает бизнесу установку фиксаторов, а впоследствии выкупает камеры за деньги, которые водители платят в качестве штрафов за превышение скорости. При этом предполагается, что сумма выкупа будет существенно больше, чем объем инвестиций в установку камер.
Сама идея привлечь к установке дорожных камер частных инвесторов не нова и в Европе реализуется давно. Правда, по–своему. Например, в Италии получатель штрафов — коммуна (в российском варианте — населенный пункт), а не регион в целом. Владеть приборами могут как коммуны, так и частные компании, которые заключают договор с коммунами, инвестируют средства и затем получают вознаграждение в виде части дохода от штрафов. В Прибалтике доля штрафа, которая идет инвестору, может составлять 10% и более, говорят эксперты.
В Петербурге работают два крупнейших российских производителя приборов фиксации нарушений — научно–производственное предприятие "Симикон" (приборы "Крис" и "Кордон") и ЗАО "Ольвия" (приборы "Арена" и "Кречет"). Между продукцией этих компаний поделен весь местный рынок фиксаторов. По оценкам экспертов, "Ольвия" производит для города и области около 60% приборов, остальное создает "Симикон".
Одна установленная в Ленобласти камера приносит в среднем 7,5 млн рублей в год. Таким образом, срок окупаемости одного прибора составляет 2 – 3 месяца. Стоимость систем колеблется от 800 тыс. до 3,5 млн рублей в зависимости от возможностей оборудования. Так, распространенный в Петербурге комплекс "Крис" производства местной компании "Симикон" позволяет контролировать только одну полосу и стоит от 800 тыс. рублей. В свою очередь, система "Кордон" работает сразу на четыре полосы и стоит более 3 млн рублей.
Сейчас в Ленобласти работают 83 прибора фиксации нарушений. Исходя из средней стоимости, регион уже потратил на их покупку около 100 млн рублей. Учитывая, что в рамках нового проекта планируется установить еще 1300 камер, идея областных властей, по самым скромным подсчетам, открывает перед бизнесом рынок объемом 1,3 млрд рублей.
По словам Михаила Козьминых, только за 2014 год 40 камер принесли региональному бюджету 300 млн рублей, а необходимые 1300 приборов могут приносить около 10 млрд рублей ежегодно. Вопрос о том, какая часть из этой суммы достанется партнеру областной администрации, который будет принимать участие в ГЧП, пока остается открытым. Как и многие другие вопросы.

Много вопросов

Производители говорят о том, что реализация проекта потребует от исполнителей намного большего, чем просто установка приборов.
"Идея хорошая, но мало просто установить комплексы. Нужен единый центр обработки данных, понадобятся серверы, помещения под них. Нужно очень хорошо продумать, как будет работать эта система с технической точки зрения. Это вызывает массу вопросов. Например, кто будет заниматься обслуживанием системы? Кто будет отвечать за передачу данных? Как будет осуществляться передача данных от приборов в центр обработки?" — рассуждает заместитель генерального директора компании "Симикон" Андрей Лазарев.
Данные с установленных в Петербурге и Ленобласти фиксаторов обрабатывает центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) — подразделение ГИБДД. Такие центры созданы во всех субъектах России. Специалисты убеждены в том, что установка 1300 камер потребует создания нового центра.
Заявленное количество камер — 1300 штук — эксперты называют вполне адекватным для области числом. "1300 камер для такого региона, как Ленинградская область, — это вполне нормально. Например, в Краснодарском крае уже работает 1100 камер и планируется установка дополнительных. Но, чтобы они заработали, необходимо подготовить центр обработки данных. Это самостоятельная, серьезная работа, сейчас центр наверняка не готов обрабатывать такую массу постановлений. Что касается инвестиционных проектов, то опыт такой в России есть. Но при этом часто делается выбор не в пользу качественного и надежного оборудования, а в пользу более дешевого", — считает коммерческий директор ЗАО "Ольвия" Сергей Зайцев.

Первая ласточка

Первый потенциальный инвестор заявил о себе уже на следующий день после обнародования идеи. Им стало петербургское ООО "СЛК–Спецтехника", которое работает на рынке с 2005 года и занимается производством, реализацией и лизингом оборудования (спецтехника, строительная и коммунальная техника). Согласно данным базы СПАРК, компанией единолично владеет Ринат Садыков. Выручка компании за 2013 год составила почти 150 млн рублей.
Инвестор готов вложиться в проект, но сетует на то, что у комитета пока нет на этот счет никакой модели. "Идея сразу показалась нам привлекательной. Мы обзвонили производителей, узнали сроки окупаемости и сейчас активно общаемся на тему возможной реализации проекта с комитетом. Мы готовы взять на себя закупку оборудования и его установку. Как только нам более четко обрисуют схему работы, мы будем детально просчитывать экономику и готовить бизнес–план", — объясняет специалист отдела продаж СЛК Дмитрий Чапурин.

Прибыльно в кризис

Проекты с камерами достаточно прибыльны, в кризисные годы за счет сбора штрафов государство может существенно пополнить казну, считает Антон Рогачев, генеральный директор ООО "Йеноптик Компонентс" (немецкий производитель лазеров, оптических, оборонных и гражданских систем Jenoptik, работает в России с 2005 года).
"Мы готовы предложить оборудование, которое зарекомендовало себя во многих странах мира, — говорит Антон Рогачев. — Да, наши приборы представлены в высоком ценовом сегменте, но, когда частник начинает считать возврат инвестиций, стоимость самого прибора часто уходит на второй план".
При больших заказах производители готовы пересмотреть ценовую политику и предоставить скидки. "У нас вообще гибкая система скидок. Мы готовы производить примерно 200 самых современных приборов в месяц, однако и это не предел, предприятие имеет потенциал, который, однако, можно реализовать только при тщательном планировании производства и графика поставок", — говорит Андрей Лазарев.
Главное в этом вопросе не собрать штрафы, а сберечь жизни людей, говорит Сергей Зайцев. "Например, в Уфе после установки 60 камер число погибших снизилось в 2 раза. И ведь люди реально благодарны администрации. Да и в Петербурге, если присмотреться, после установки камер на кольцевой скорость упала. И в городе больше 80 км / час ездят теперь редко. Только на перекрестках камер нет, поэтому постоянно едут на красный — здесь еще явно нужно работать", — рассуждает он.