Когда в России произойдет следующая волна девальвации

Автор фото: Коньков Сергей

Главный экономист Альфа–Банка Наталия Орлова - о том, когда в России произойдет следующая волна девальвации.

Экономику России в этом году ждет падение. Структурное замедление происходит уже несколько лет: после роста ВВП на 4% в 2010 и 2011 годах в 2013–м рост составил всего 1,3%, а в 2014–м — лишь 0,6%. Такая динамика вызвана нехваткой инвестиций и рабочей силы из–за демографического фактора — уменьшения численности молодежи. В прошлом году добавились конъюнктурные причины ослабления экономики, падение цен на нефть и санкции. Но даже и без них мы имеем ограничение потенциального роста ВВП на уровне 1–2% в год. Быстро эти факторы не изменить. Чтобы увеличить инвестиции, понадобится 3–5 лет, демографический провал продлится еще дольше.
Центробанк РФ своими действиями пытался создать монетарный контекст для восстановления инвестиций: он повысил стоимость денег, дал сигнал вкладчикам, что они должны больше сберегать. Теперь дело за правительством. Оно должно создать точки роста, чтобы капиталам было куда идти. Нужно снизить присутствие государства в экономике и установить прозрачные правила игры, одинаковые для всех. Снижать присутствие государства можно по нескольким направлениям. Например, в сфере занятости. У нас 30% рабочих мест — это госсектор. Если часть этих людей отправить на рынок труда, зарплаты не будут расти так быстро, как раньше, у частного бизнеса появится возможность выбирать себе кадры. Второе направление — уменьшить присутствие на рынке подконтрольных государству компаний. Сейчас частному бизнесу трудно конкурировать с госкомпаниями, которые в любой момент могут обратиться к правительству за помощью.
Россия находится на развилке: либо мы стимулируем инвестиции, а для этого обеспечиваем снижение инфляции, либо, если этого сделать не можем, миримся с девальвацией. По нашим прогнозам, следующей волны девальвации можно ждать после середины 2016 года. Потребность в низкой инфляции вступает в конфликт с бюджетной политикой. В структуре консолидированного бюджета 60% расходов — социальные. К этому в 2014 году добавилась новая тема — опережающий рост расходов на оборону.
Все страны, которые занимались таргетированием инфляции, платили за это экономическим замедлением. Австралия, Польша, Мексика, где инфляция снижалась на 8 процентных пунктов, теряли экономический рост в масштабе около 4 процентных пунктов. Правда, до начала таргетирования их экономика росла на 6% в год и более и они могли себе позволить замедлиться до 2%. России будет больнее. Тем не менее бороться с инфляцией можно и сейчас, если власти готовы тратить на это высокий политический рейтинг.
Однако у меня нет ощущения, что следует рассчитывать на быстрые структурные реформы. То, что экономисты считают проблемой, власти могут таковой не считать. Если есть небольшой рост, пусть даже 1%, и население в принципе лояльно, не обязательно что–то менять. Действующая модель тоже может быть достаточно устойчивой: медленный рост, потом девальвация, небольшое ускорение роста, в то время как население беднеет, затем государство индексирует социальные выплаты, чтобы создать положительные ожидания, и так далее. Это плохо для частного бизнеса, но частного бизнеса становится все меньше, и его роль все менее заметна. А с точки зрения государства все и так неплохо, ведь главное, чтобы все было под контролем, вопрос эффективности является вторичным.