В магазинах ищут "оскорбительных солдатиков"

Прокуратура и Следственный комитет обратили внимание на солдатиков в форме гитлеровских войск, продающихся в магазинах. Заведено уголовное дело. После оперы проверке на благонадежность на всякий случай решили подвергнуть и историческую миниатюру.

Продажа исторических миниатюр в Центральном детском магазине на Лубянке в Москве неожиданно обернулась шумным делом. Смысл в том, что в одном из магазинов, торгующем моделями, обнаружились бюсты, изображающие эсэсовцев. Естественно, в эсэсовской форме, а значит, с символикой, демонстрация которой в России запрещена. Сначала появился сюжет в теленовостях, а потом подключились правоохранительные органы. Органы СКР по Москве завели уголовное дело по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Столичная прокуратура вынесла гендиректору ОАО "Детский мир" предупреждение.
К процессу подключились молодежные активисты из Роспатриотцентра Росмолодежи. Название ведомства само по себе звучит музыкально. Центральные росмолпатриоты намереваются проверить все детские магазины в регионах "на предмет наличия в них игрушек с нацистской символикой" силами волонтеров. Торговцы в недоумении разводят руками — такие товары продаются в сотнях магазинов по всей стране уже много лет. На форумах в отчаянии бьются моделисты, решая, как же теперь быть и к чему все это приведет. Ведь и техника, и фигурки солдат фашистской Германии выпускаются, они продаются и их собирают. На всем этом, конечно, присутствует и маркировка, и знаки отличия. Ведь если построить модель немецкого танка без маркировки, это не будет исторически достоверно.
Тема допустимости или недопустимости нацистской символики сама по себе не новая, на форумах моделистов она всплывает примерно раз в полгода. Но скандалов на всю страну раньше не устраивали и уголовных дел не заводили. Контраргументация суммируется примерно в следующих тезисах: история есть история, и если уж делать немецкую технику и фигурки, то надо делать их так, как они в реальности выглядели, иначе это будет просто неправдой — это вопрос не политики, а исторического соответствия; вообще запретить выпускать и делать немцев нельзя, потому что они были, даже отрицательного героя тоже надо как-то изображать, и если делать вид, что их не было, то с кем тогда воевали советские солдаты, с условным врагом в условной форме под условными флагами, что ли? Куда ж тогда фашисты девались? И как тогда быть с кино, с музеями, выставками? Если браться за дело всерьез, то ведь тогда и трофейные знамена со свастикой из музеев надо тоже выбрасывать. Самым волнующим примером, который приводят все кому не лень, является, конечно, фильм "Семнадцать мгновений весны". Отдельно стоит отметить, что масштабные модели и тем более историческая миниатюра — это совсем не детские игрушки, об этом речь вообще не идет. Это сложные в изготовлении коллекционные вещи, фактически это и есть музейные экспонаты, предназначенные для знатоков и ценителей, а стоимость крупного бюста может составлять десятки тысяч рублей.
Как и в любом другом случае, когда правоохранительные органы внезапно начинают проявлять гиперактивность, возникает вопрос и о выборочности правоприменения. Грань между демонстрацией и историей оказалась не до конца продуманной, а практика наших дней показывает, что повернуть любое дело можно в любую сторону. По смыслу дело солдатиков мало чем отличается от недавнего скандала с оперой "Тангейзер", оно также сводится к вопросу, тождественна ли точка зрения героя точке зрения автора.
Но пропаганда работает примерно как печка. Она должна поддерживать в обществе определенную температуру, в нашем случае температуру борьбы с фашизмом. Когда в печке заканчиваются дрова, туда можно кинуть разломанный стул, на худой конец и книгами топить можно. На Донбассе сейчас относительное затишье, а американские конгрессмены поводы для возмущения подкидывают все-таки не очень часто. В такие моменты сгодится то, что подвернулось под руку, и солдатики в "Детском мире" как раз и есть такой стул, который временно бросили в печку. Может быть, эту историю быстро замнут и забудут, а может быть, доведут до показательных посадок — это зависит от того, появится ли на горизонте более подходящая история. Температура должна быть не ниже, но и не выше заданной, поэтому речь не идет о каких-то массовых рейдах по магазинам (молодежные активисты не в счет — никаких проверок они не устроят). Пока не идет — человек ко всему привыкает, так что со временем температуру приходится постепенно, но повышать.