Владимир Путин заявил, что Запад готовит "акции" на время выборов 2016 и 2018 годов, и сказал, что "сюсюкать", если что, не будет. Днем раньше о "цветных революциях" предупредил Совет безопасности РФ. Власти начинают разговор о протестах подозрительно рано.
На заседании коллегии ФСБ (которая должна была состояться 12 марта, но тогда президент не смог в ней участвовать, так что она прошла сейчас) Владимир Путин посвятил свою речь прогнозированию политических опасностей. "Ни запугать, ни надавить на нашу страну ни у кого не получалось и не получится, — говорил он. — С Россией такие штучки не проходят, никогда не проходили и не пройдут в будущем".
Путин не изменяет себе и ни с кем ни на какие компромиссы идти не намерен: ситуация вокруг России, заверил он коллег, изменится к лучшему только в том случае, "если мы будем становиться сильнее", а не "прогибаться и сюсюкать".
Сильнее надо быть не только во внешней политике, но и во внутренней, что под известным углом зрения одно и то же. "Не прекращаются попытки западных спецслужб использовать в своих целях общественные неправительственные организации и политизированные объединения прежде всего для дискредитации власти и дестабилизации внутренней ситуации в России, — сказал Владимир Путин. — Уже планируются акции на период предстоящих избирательных кампаний 2016 и 2018 годов". С теми, "кто работает по заказу извне, в интересах не своей, а чужой страны или чужих стран", вступать в дискуссию "бессмысленно", заметил глава государства. Поскольку обращался он при этом не к кому-нибудь, а к сотрудникам службы, занимающейся национальной безопасностью, это можно считать инструкцией на тот случай, если сотрудники вдруг столкнутся с соблазном проявить преступную мягкотелость.
Вообще, с оппозицией, которая "занимается содержательной критикой", Владимир Путин, конечно, готов вести диалог. Об этом он не раз говорил и раньше. На практике, правда, получалось так, что содержательной признается критика Петра Порошенко, например, или Барака Обамы, но не Путина. Диалог ведется только с теми оппозиционерами, которые горячо поддерживают политику Кремля и ни в коем случае не претендуют на то, чтобы составить реальную конкуренцию власти. Они и будут вознаграждены несколькими мандатами депутатов.
Предупреждения о готовящихся провокациях — это один из основных риторических приемов политиков, и Владимир Путин не исключение. Он и перед выборами президента 2012 года говорил о том, что оппозиция готовится "использовать механизмы, которые подтвердят, что выборы фальсифицированы, готовятся сами вбрасывать, сами контролировать, сами предъявлять". А также о том, что его оппоненты "готовы принести" и уже даже "ищут" "сакральную жертву", чтобы потом обвинить в этом власти. "Точно вам это говорю, — клялся президент. — Это мне известно". В Интернете для таких случаев есть ироничный мем "инфа 100%".
Никакой "сакральной жертвы" не случилось. Может показаться, что в этом смысле Владимир Путин не отличается от публицистов, выступающих в жанре "следующий год Россия не переживет". Но критически настроенные люди в соцсетях восприняли путинский прогноз однозначно — как сигнал о будущих подтасовках выборов. Для любых "акций" все равно нужен повод, а на выборах он может быть только один — фальсификации и отказ в регистрации оппозиционным кандидатам. На честных выборах протестовать нет причин. Значит, этот повод власти собираются предоставить, а предсказуемое возмущение заранее объявляют происками спецслужб.
От стандартного приема заявление Путина отличает то, что сделано оно, в отличие от предыдущих, не во время предвыборной кампании, а задолго до нее. До выборов в Госдуму еще больше 1,5 лет, до выборов президента — 2018 и вовсе 3 года. Путин на вопросы о том, пойдет ли он на выборы в 2018 году, отвечает в стиле "рано еще говорить об этом" и еще долго так будет отвечать. Пойдет ли он через 3 года на выборы, он, получается, еще не знает, а вот о том, что на этих выборах будут провокации, уже знает. К слову, и Совет безопасности РФ, довольно редко выступающий с официальной позицией, как раз накануне сделал заявление о внешней политике США, констатировав, что "США во взаимодействии со своими союзниками продолжат курс на политическую и экономическую изоляцию России" и "все более широкое распространение для устранения неугодных США политических режимов приобретут усовершенствованные технологии "цветных революций" с высокой вероятностью применения их в отношении России".
Возможно, в Кремле полагают, что начаться "акции" должны задолго до выборов. "Происками западных спецслужб" благодаря заблаговременно сделанным заявлениям можно будет объяснить любые протестные выступления, вызванные экономическим кризисом: понятно ведь, что настоящие патриоты в любых условиях будут только молча затягивать пояс да теснее сплачиваться вокруг президента, и чем туже пояс, тем теснее. А когда о провокациях говоришь постфактум, это не так убедительно. Вполне возможно также, что ранним запугиванием президент готовит почву для нового ужесточения законодательства. На это просто требуется время, которого не будет во время предвыборной кампании. А уж за скорой реакцией депутатов Госдумы дело не станет.