Лондон грозится вскрыть данные о деньгах окружения Путина

Глава МИД Великобритании Филипп Хэммонд заявил о возможности раскрыть финансовые секреты российской элиты. На Западе по-прежнему считают, что это лучший способ для давления на Кремль.

Следующим шагом информационной войны может стать обнародование данных о зарубежных счетах высокопоставленных россиян. Глава британского внешнеполитического ведомства Филипп Хэммонд назвал это интересной идеей. Сообщения самим же русским или тех, на кого Россия пытается повлиять, о том, что происходит на самом деле, со слов министра, могут быть в числе дальнейших шагов, предпринимаемых для давления на Россию. Хэммонд сказал, что может обнаружиться кое-что интересное о людях, входящих в ближний круг Владимира Путина.
О самом российском президенте речи не идет. Но поиски зарубежных счетов Путина и его соратников - одна из любимых тем как российских оппозиционеров, так и западных политиков. Весной, когда обсуждались первые пакеты санкций, The Times писала о том, что США собираются искать состояние Путина, оцениваемое в $40 млрд, в швейцарских банках. Считается, что оно оформлены не на его имя, но так или иначе представляет собой доли в энергетических компаниях.
Однако никаких явных доказательств так и не было никогда представлено. Неизвестно даже, откуда взялась цифра в $40 млрд. Время от времени поступают отрывочные данные на этот счет - не так давно, например, совместное расследование группы журналистов обнаружило счета политиков разных стран в банке HSBC, в том числе более чем 740 российских, среди которых бывшие чиновники, их родственники и бизнесмены. Среди них был и "подсанкционный" миллиардер Геннадий Тимченко, которого как раз относят к "ближнему кругу Путина". Но подробностей об этих счетах нет - а представители Тимченко заявили, что он всегда полностью соблюдает все налоговые правила. Есть данные о, например, заморозке активов попавших под санкции банков "Россия", СМП-банка, Собинбанка, превышающих $640 млн. Эти банки контролируются также людьми из "ближнего круга", Юрием Ковальчуком, братьями  Ротенбергами, но привязаны ли эти деньги к каким-либо конкретным владельцам из числа российской элиты, также неизвестно.
Оппоненты Путина считают, что если россияне узнают, что их руководство располагает огромными счетами за границей, то, видимо, сами поднимут бунт и свергнут президента. А элиты предадут Путина, если столкнутся с угрозой потери денег. Но пока этого не происходит: как заявил на последнем форуме в Давосе вице-премьер Игорь Шувалов, "чем больше будут санкции, тем хуже будет экономике, но в политической сфере у президента Путина будет очень большая поддержка". Такова "природа российского народа", полагает Игорь Шувалов.
Никакие разоблачения дворцов, нетрудовых доходов и детей, учащихся за границей, пока не привели ни к росту протестной активности, ни к видимому недовольству бизнесменов. У оппозиции нет по-настоящему мощных каналов распространения информации - хотя бы для того, чтобы проверить верность утверждений Игоря Шувалова - и нет ресурсов для того, чтобы противостоять административному ресурсу на выборах. Даже если условный Лондон представит неопровержимые доказательства того, что у Владимира Путина где-то лежит $40 млрд, просто рассказать об этом россиянам будет проблематично. В том же Лондоне регулярно проходят громкие судебные процессы, на которых вскрываются особенности ведения крупного российского бизнеса, но даже об очень богатом на подробности деле "Березовский против Абрамовича" в России узнал крайне малый круг.
Европейцам, может быть, трудно представить, что громкие разоблачения властей не могут привести ни к ощутимому скандалу, ни вообще к каким-либо последствиям, и трудно уложить в голове мысль, как человек, совершающий тяжкое преступление, которое критикует сам президент, может все равно считаться искренним патриотом. Возможно, им стоит внимательнее изучать Instagram Рамзана Кадырова.