В Петербурге за 2 млрд рублей построят новый центр для авиадиспетчеров

Автор фото: Trend/ Павел Долганов
Россия, Санкт-Петербург. Аэродром "Пулково". Диспетчеры на вышке ОВД.

В Петербурге к 2017 году должен появиться укрупненный центр для авиадиспетчеров, стоимость строительства которого составляет 2 млрд рублей. Авторы проекта обещают, что новый центр сократит расходы авиакомпаний, хотя эксперты в этом сильно сомневаются.

В Петербурге строится "укрупненный центр единой системы организации воздушного движения" (центр ОрВД). В общей сложности на его создание будет потрачено около 2 млрд рублей – 1,12 млрд рублей выделят из федерального бюджета, еще 800 млн рублей выделит "Государственная корпорация по организации воздушного движения". По замыслу создателей этого центра он, помимо прочего, приведет к снижению расходов авиакомпаний, однако эксперты считают, что рассчитывать на это не следует.
Центр появится в Авиагородке. Здесь построят техническое здание и административное, которые должны принять работников из региональных центров ОрВД. Проект административного здания уже прошел госэкспертизу. "По данному проекту разработана вся необходимая документация. В настоящее время осуществляются мероприятия по заключению контрактов на строительство комплекса зданий и сооружений и его оснащение автоматизированной системой организации воздушного движения", — рассказали в пресс-службе госкорпорации.
Сам центр должен начать работу в 2017 году. Однако, по оценкам экспертов, это вряд ли случится к этому времени. "Это чересчур оптимистические планы. В реальности реализовать проект к этому времени и ввести его в эксплуатацию – крайне амбициозная задача, верить в ее успех не следует", — рассказал dp.ru источник, знакомый с ситуацией.
При этом сложная экономическая ситуация, которая возникла в России, практически не отразится на появлении центра. Дело в том, что все специфическое оборудование для диспетчеров, предназначенное для слежения за воздушным пространством, исключительно российского производства. "В связи с этим автоматического удорожания оборудования вслед за курсом рубля не последовало", — пояснил руководитель ИАА "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Также следует отметить, что сама госкорпорация не попала под действие санкций, которые вводились Западом против России.
В укрупненном центре будут работать сотрудники региональных центров ОрВД (Мурманск, Петрозаводск, Великие Луки и проч.), которых планируется перевести сюда к моменту запуска центра. При этом переводить будут только часть деспетчеров. Специалисты, которые контролируют полеты в районе своего аэродрома, остануться на своих местах.
По словам представителей госкорпорации, центр создается, в том числе, и для сокращения издержек авиакомпаний. "Создание центра приведет к снижению эксплуатационных расходов аэронавигационной системы и пользователей воздушного пространства", — рассказали в пресс-службе.
При этом сами авиакомпании не сомневаются, что в итоге появление такого центра действительно приведет к сокращению издержек. "Мы надеемся, что создание укрупненного центра и внедрение эффективных автоматизированных систем приведет к оптимизации расходов ОрВД, что в свою очередь, должно привести к сокращению аэронавигационных сборов, которые оплачивают авиакомпании Госкорпорации по ОрВД", — сказали в авиакомпании "Россия".
По словам представителя перевозчика, внедрение оптимальных маршрутов и профилей полета позволит авиакомпании "повысить топливную эффективность" и сократить время полета на каждом рейсе. В итоге, это должно привести к экономии топлива и уменьшению износа двигателей. "Дать примерную количественную оценку сокращению издержек будет возможно после того, как изменения в организации и управлении воздушным движением будут внедрены в жизнь", — добавили в "России".
Авиакомпания "Трансаэро", местом регистрации которой является Петербург, также сказала, что приветствует создание такого центра. "Есть все основания полагать, что создание нового крупного центра увеличит пропускную способность воздушного пространства, повысит эффективность работы авиаперевозчиков, будет способствовать еще более надежному обеспечению безопасности полетов на Северо-Западе страны" – рассказали в пресс-службе перевозчика.
При этом эксперты в авиаотрасли говорят о довольно мифическом сокращении издержек. По их оценкам, на работе авиакомпаний появление центра если и отразится, то нескоро. "Возможно, косвенно перевозчики смогут получить некий положительный экономический эффект, но он будет, судя по всему, незначительный. Издержки сократятся благодаря оптимизации маршрутов, что приведет к экономии топлива. С этой точки зрения выгода возможна", — уточнил один из специалистов в отрасли.
В свою очередь, Олег Пантелеев подтвердил, что косвенно создание центра все же может способствовать уменьшению затрат для перевозчиков. По его словам, это может произойти благодаря сокращению расходов на аэронавигационное обслуживание. "Ранее госкорпорация говорила о планах повышать аэронавигационные сборы, это решение даже было согласовано с российскими властями. Теперь от этого на какое-то время было решено отказаться. После создания центра, когда будет использоваться более современное оборудование и технологи, авиакомпании действительно смогут платить корпорации немного меньше", — пояснил эксперт.