Как кооперация поможет выжить владельцам вендинговых аппаратов

Автор фото: Тихонов Михаил

Владелец ООО "Талвенд" Михаил Талалай - о том, как кооперация поможет выжить владельцам вендинговых аппаратов.

Говорить о том, как повлиял кризис на рынок вендинга, пока рано, но заметные изменения есть уже сейчас. Например, мы наблюдаем вполне ожидаемый рост спроса на торговые аппараты.
Объяснение этому несложное — многие люди, оказавшись во время волны сокращений под угрозой увольнения или уже после увольнения, задумываются не только о поиске новой работы, но в принципе о возможных источниках дохода. Люди, у которых нет опыта ведения собственного бизнеса, зачастую рассматривают торговый автомат как инвестицию. И такой подход нельзя назвать необоснованным: как бы ни развивался рынок, это в любом случае разумнее, чем покупка телевизоров, ставшая в последнее время притчей во языцех.
Вто же время из–за падения курса рубля подорожали не только сами торговые аппараты, но и ингредиенты. Это не стало для нас неожиданностью. Один из самых доступных для малого бизнеса способов выживания в условиях роста цен — кооперация. Ее главный плюс как раз и заключается в том, что можно централизованно закупать ингредиенты в большем объеме, соответственно, договариваться о более интересных ценах с поставщиками.
В декабре прошла первая встреча Ассоциации малых вендинговых предприятий России, где многие участники рынка договорились о таких сделках. Раньше своя ассоциация была, как ни странно, только у крупных игроков, но кризис вдохновил на объединение и небольшие предприятия. По итогам встречи в новую ассоциацию согласились вступить более 30 малых вендинговых компаний из более чем 10 регионов России.
Участники новой ассоциации получат возможность обучаться продажам, маркетингу и другим аспектам ведения бизнеса у более опытных специалистов как по работе с аппаратами, так и по ведению переговоров. Таким образом они смогут повысить эффективность своей работы — в общем, получат "удочку, а не рыбу", что чрезвычайно важно в кризисное время.
Крупным операторам, естественно, все равно будет намного легче пережить кризис, потому что для них падение спроса даже сразу на нескольких точках не так критично, как для малых операторов. Но, несмотря на это, я не ожидаю массового исхода игроков с этого рынка. Скорее будет наблюдаться обратный процесс, который, как я уже упомянул выше, уже начался.
Что же касается ситуации с арендодателями, мы надеемся, что они станут более сговорчивыми и начнут делать уступки арендаторам, но рассчитывать на сколько–нибудь заметное снижение арендных ставок пока не приходится.