Петербургский бизнесмен вложил 3 млн рублей в создание цветочных автоматов

Автор фото: Коньков Сергей
Александр Лебедев, генеральный директор ИКСД.

Петербургский предприниматель Александр Лебедев разработал и наладил производство вендинговых автоматов для продажи цветов. Это обошлось ему в 3 млн рублей. Через полгода бизнесмен планирует производить уже 300 аппаратов в месяц и поставлять цветочные машины в регионы и даже в Китай. Местные продавцы цветов относятся к разработке скептически.

Пять лет назад Александр Лебедев, параллельно занимаясь производством 3D–фильмов и виртуальных аттракционов на своей студии, создал производственно–инженерную компанию "ИксД". В конце 2014 года одним из направлений работы фирмы стали цветочные автоматы Fstor.
Идея выпускать собственные автоматы по продаже цветов возникла на зимних Играх — 2014 в Сочи, где компания предпринимателя, выиграв государственный тендер, участвовала в разработке представительских стендов страны в Олимпийском парке.
Атмосфера спортивного праздника захватила Александра Лебедева: "В Олимпийский парк было сложно пронести цветы, а так хотелось выразить свою поддержку и благодарность нашим спортсменам. Вдохновленные эйфорией Олимпиады, мы вернулись в Петербург и начали разработку цветочных автоматов", — рассказывает он. Устройства работают по принципу автоматов с едой и газировкой. Обычно автоматы для продажи цветов прямоугольные, самая популярная модель — на 32 букета. Свои автоматы на 14 букетов ООО "ИксД" делает в форме сферы. Такое число букетов, по мнению разработчиков, оптимальное: покупателю легче выбрать товар. В витрину в форме шара помещаются букеты. "В сферической форме лучше циркулирует воздух и дольше сохраняется свежесть цветов", — поясняет предприниматель.
Проектирование и изготовление аппарата заняло год и обошлось в 3 млн рублей. Затраты предприниматель планирует окупить уже через пару месяцев. "Мы проводили оценку эффективности бизнеса для покупателей цветоматов и были удивлены, когда продажи пошли с первого дня установки автомата в одном из торговых центров. Ежедневно продается 8–10 букетов", — говорит новатор. Однако предприниматель не ставит цели зарабатывать на цветах, он делает упор на продажу автоматов специалистам цветочного бизнеса. "Но пока не многие цветочники понимают, как использовать такой аппарат в качестве эффективного инструмента продаж", — сетует он.

Не первой свежести

Кроме петербургской компании цветоматы производят несколько предприятий, например "Ньютек" в Брянске, "Инфотехника" в Рязани и др. Цена на изделие колеблется от 250 тыс. до 500 тыс. рублей.
Как рассказали в одной из компаний–производителей, заработать на цветоматах непросто, так как подходящих мест для их установки мало. "Мы 2 года выпускали цветочные автоматы и поняли, что это убыточно. Прибыльными они могли бы стать в метро, но там вендинговые аппараты запрещены. Многолюдные аэропорты и вокзалы, где цветы востребованы, есть далеко не в каждом городе", — отметил источник.
Генеральный директор сети магазинов "Оранж" Александр Иванов считает, что цветочные аппараты еще не вызывают доверия у российских покупателей. "Люди боятся, что в машинах цветы могут быть несвежими и будет некому предъявить претензии", — говорит предприниматель.
При этом Александр Иванов отмечает, что на увеличение продаж цветов из автоматов могли бы сыграть бренды цветочных магазинов, но вводить такие аппараты в структуру своей сети предприниматель не планирует. "Покупка цветов — это процесс общения между продавцом и покупателем, их совместное творчество при создании букетов", — уверен Александр Иванов.
Пока в условиях кризиса предприниматели Петербурга и Москвы осторожничают, заказы на автоматы на предприятие приходят из регионов и даже из Китая. "В январе мы начинаем отправлять цветочные аппараты на Урал и Дальний Восток. Ими заинтересовались в Омске, Оренбурге и др. Партнеры из Китая сообщили о намерениях покупать наши автоматы, которые дешевле аналогов даже в Поднебесной", — говорит владелец "ИксД". Их невысокую стоимость — в 1,5–2 раза ниже похожих устройств — Александр Лебедев объясняет относительной независимостью от импортных материалов. Машины только на 20% состоят из деталей заграничного производства.
По словам предпринимателя, производство аппаратов сначала даже планировалось перевести в Китай, но общемировой кризис съел разницу между затратами и доходом.