Марк Цукерберг хочет подсадить весь мир на интернет

Автор фото: ТАСС

Основатель и генеральный директор Facebook Марк Цукерберг носится по миру с идеей дать всем бесплатный доступ в интернет. Он рассказал президенту Колумбии о проекте internet.org. Это телеком-компании, объединенные идеей подключить к интернету всю землю.

Дать доступ в интернет тем 2/3 жителям планеты, у которых его нет — амбициозный план проекта internet.org. Одно из первых лиц некоммерческого партнерства мировых лидеров в области технологий и коммуникаций Марк Цукерберг встретился с президентом Колумбии, чтобы рассказать ему о проекте. Детали встречи он описал на своей странице в своей социальной сети.
Основатель Facebook, в частности, пишет, что сегодня пользоваться возможностями всемирной сети может лишь половина жителей страны. Частично решить эту проблему поможет сотрудничество с местным мобильным оператором Tigo. Вместе они запустят приложение internet.org, которое даст бесплатный доступ "к базовым сервисам для работы, здоровья, финансов и общения". В сотрудничестве с правительством страны они планируют добавить в набор базовых сервисов электронное правительство, образовательные и сельскохозяйственные сайты.
Колумбия стала первой страной в Латинской Америке, где запущен проект по мировому распространению интернета. Ранее с подобными визитами CEO самой известной соцсети бывал в африканских странах — проект уже запущен в Замбии, Танзании и Кении. В Китае, где Цукерберг выступил в конце прошлого года, о проекте он пока лишь просто рассказал. Выступил он тогда, кстати, на китайском языке.
В некоммерческое партнерство internet.org, кроме Facebook, входят, например, такие мировые гиганты, как Samsung, Ericsson, Nokia, разработчики компонентов для беспроводной связи и GPS MediaTek, известный производитель мобильных процессоров Qualcomm и первый мобильный браузер с возможностью сжатия трафика Opera. На сайте проекта, помимо "мировых лидеров в области технологий", говорится и о местных общинах и экспертах. Присоединиться к сообществу и помогать развивать его в своей стране по сути может любой.
Цели internet.org декларирует филантропические — популяризация мировой сети в целом через бесплатный доступ к необходимой информации, эдакому "интернет-911". Несмотря на повальное распространение смартфонов (63% от продаж мобильников в мире по итогам первого квартала 2014 года, подсчитали аналитики компании J’son & Partners Consulting, и 57% — в России) в развивающихся странах многие или не готовы платить за интернет, или не понимают, зачем он им вообще нужен, считают в интернет-компаниях.
Пока профильные ведомства в России говорят, что проникновение интернета, мол, нужно наращивать, мировые интернет-гиганты не жалеют денег на инфраструктуру для доступа из бедных стран. Такое развитие рынков сбыта так и тянет назвать экстенсивным, но, когда смотришь на футуристические идеи, язык на это не поворачивается.
Facebook в сотрудничестве со спецами из NASA давно лелеют идею о доступе в интернет в отдаленных районах планеты через инфракрасные лучи, которые будут посылать из космоса. Надо понимать, речь идет о спутниках. Кроме социальной сети разработки в эту сторону ведет Google. С середины 2013 года компания занята проектом по доступу в сеть через аэростаты. Воздушные шары будут посылать сигнал, по скорости сопоставимый с 3G из стратосферы. Когда запустят пробный шар, пока неясно.
Для этих же целей компания купила производителя беспилотников Titan Aerospace. Беспилотники на солнечных батареях могут оставаться в воздухе до нескольких лет и предавать сигнал на скорости до 1 Гб/сек. Сумму сделки не озвучивали, но известно, что тому же Facebook ранее не удалось купить компанию за $60 млн. И это при том, что власти, например, США полеты дронов над городами, мягко говоря, не одобряют. Ранее мировой поисковик купил также производителя автономных летающих турбин Makani.
Если говорить о разработке, то Facebook c 2010 года развивает проект по доступу к усеченному варианта сайта с мобильного. Участвуют более 160 мобильных операторов из развивающихся стран. До июля прошлого года клиенты мобильного оператора AirTel из Индии и Нигерии могли бесплатно пользоваться поиском, почтой и социальной сетью от Google.
По данным на сентябрь от iKS-Consulting лишь 51% россиян пользуется широкополосным доступом в интернет. Еще 2,7 млн россиян, посчитали в TNS в апреле, пользуется только мобильным интернетом, общая же аудитория рунета насчитывает 78 млн человек. На данный момент заход проекта, подобного internet.org, в Россию представить сложно. Власти РФ, еще недавно, казалось бы, в принципе не понимавшие, о чем вообще речь, и можно ли интернет потрогать, сегодня видят в нем, скорее, угрозу.
Один из внутренних аргументов, надо полагать, — "арабская весна". Тысячи революционно настроенных людей тогда координировали свои действия через тот же Facebook. Даром, что соцсеть стала лишь инструментом, но никак не катализатором событий — российской оппозиции добиться хотя бы близких успехов Facebook не помог до сих пор.
В качестве примера мирового опыта, на который чиновники любят ссылаться, приводят обычно Китай. Соцсеть здесь наряду с другими, популярными в мире сервисами, заблокирована. При этом ритуальный характер этой блокировки понимают, кажется, вообще все, кроме наших регуляторов. В интернете в принципе невозможно запретить что бы то ни было. Удаление чего-то скандального вызывает так называемый эффект Стрейзанд, а любую блокировку даже неспециалист обходит, если нужно, в пару кликов — оптимизирующих этот процесс приложений полно. Лучше всего интернет отрегулирован, как любит говорить эксперт Антон Носик, в Северной Корее — там его нет.
Великий Китайский Фаерволл, говорит он, это еще и протекционистская мера поддержки собственного производителя и ретейлера. За примерами далеко ходить не нужно. Это интернет-магазин Alibaba, на долю которого приходится 80% электронной коммерции Китая. В ходе сентябрьского IPO Alibaba Group первоначальная стоимость акций выросла на 38% за первую сессию — до $93,89. Капитализация компании составила $231,4 млрд, годовой оборот магазина — около $300 млрд.
Рассматривают ли российские чиновники подобную бизнес-стратегию в рамках импортозамещения, непонятно.