Русский зритель фильм "Левиафан" не принял. Звягинцева обвинили в сотрудничестве с врагом, поклепе и очернении. Меж тем, чтобы оценить восторг заграничного зрителя, нам надо просто глянуть на фильм его глазами. Глазами заграничного гея.
Покойный Алексей Балабанов создал свои шедевры в киножанре русской чернухи для внутреннего потребления.
Живой Андрей Звягинцев сумел продать русскую чернуху в США. Там его фильм "Левиафан" получил вторую за "Оскаром" по кинопрестижу премию "Золотой Глобус".
Естественно, режиссеру пришлось постараться, что он отразил в названии. Имя Левиафан в переводе с еврейского значит "Скрюченный".
Нагоняя загадочности перед показом, Звягинцев объявил, что перенес в русскую действительность историю гражданина США Марвина Химейера (подробнее про него можно прочитать тут). Историю американского бульдозериста Звягинцев скрутил так, как если бы хотел получить из пупса Матрешки куклу Барби.
Русский зритель фильм не принял. Звягинцева обвинили в сотрудничестве с врагом, поклепе и очернении.
Меж тем, чтобы оценить восторг заграничного зрителя, соплеменникам режиссера надо просто глянуть на фильм его глазами. Глазами заграничного гея.
Главная мысль фильма – все зло от баб. Все отрицательные герои фильма – женщины.
Отечественный зритель понимает мотив приехавшего в глубинку столичного адвоката, увидев в кадре армейскую фотографию того с артистом Серебряковым. Для американского зрителя этот мотив неясен.
Тягу адвоката к русской провинции Звягинцев объясняет западному зрителю, неоднократно показывая его с голым торсом. Гей приехал на помощь замученному провинциальными тяготами гею.
Столичный гей начинает выправлять дело в пользу друга. Он толково говорит с местным мэром под портретом Владимира Путина, объясняя ему, что такое хорошо, а что такое плохо.
Однако в дело вмешивается баба, мачеха сына героя Серебрякова. Она набрасывается на голого адвоката и принуждает к половому сношению. Но и этого ей мало: она принуждает адвоката к соитию на глазах пасынка. В итоге кореша ссорятся.
Всячески стремящегося к вере Христовой мэра глубинки также смущают бабы. После визита адвоката он собирает совещание с женщинами: прокурором и главным судьей. Те напоминают ему, кто тут пацан.
В итоге вооруженный стволом мэр с русской братвой на двух джипах ловят адвоката, отвозят на пустырь и обещают убить в следующий раз.
Баба, соблазнившая столичного адвоката, отказывается уезжать с ним в Москву. Она бросается со скалы в море, никого не предупредив и не оставив записку. Полицейский – друг героя Серебрякова, науськиваемый своей бабой, подругой самоубийцы, пишет под ее диктовку заявление в полицию.
Русский Химейер едет в ГУЛаг, а его сына берут под опеку стукач с женой. От государства им полагаются выплаты на содержание мальца.
Для западного зрителя в фильме Звягинцева никакой чернухи нет. Западный зритель видит в фильме простую картинку: "В России все как у нас". Более того, в России даже лучше, чем на Западе, потому что на месте снесенного дома русского Химейера строят не торговый центр, но церковь. Потому что в России духовность.
Андрей Звягинцев заслуженно получил призы на Западе и оплеухи в Отечестве.
Остается загадкой выбор названия для ленты – Скрюченный. Одни связывают его со скелетом кита в кадрах фильма и неведомым чудищем еврейских сказок, другие низколобо рассуждают о коррупции в Министерстве культуры и госаппарате РФ.
Однако с точки зрения западного зрителя Скрюченный в фильме один – герой Серебрякова. Ведь он ни разу не появляется в кадре с голым торсом. Зато постоянно спит с красивой женщиной.
Дмитрий Новокшонов