Единицы остаются в памяти

Президент французского парфюмерного дома Guerlain Лоран Буало о сравнении ароматов с книгами, поиске новых плантаций, главной ошибке потребителя и о том, почему машина не заменит парфюмера.

За свою 160–летнюю историю дом Guerlain создал свыше 1 тыс. ароматов. Можете назвать три самых важных из них?

— Конечно. Первый и самый важный — это одеколон "Императорский", Eau de Cologne Imperiale, созданный в 1853 году. Этот аромат был посвящен французской императрице Евгении, чьей красотой был очарован основатель дома Guerlain Пьер–Франсуа–Паскаль Герлен. Второй аромат — Shalimar, созданный в 1921 году. И третий — современный, выпущенный в 2011 году Lа Petite Robe Noire, название которого переводится как "маленькое черное платье". Для многих этот аромат — входной билет в мир Guerlain.

Между этими парфюмами не менее 70 лет. Вообще, как часто появляются новые ароматы?

— Самые значимые ароматы наш парфюмерный дом представляет раз в 3–5 лет. Есть запахи, которые уже созданы, но мы не спешим их выпускать. Нам действительно важно, чтобы каждый новый аромат продержался на рынке как можно дольше. Как я уже говорил, парфюм Lа Petite Robe Noire был выпущен в 2011 году, и жизненный цикл этого продукта рассчитан как минимум до 2015 года. Если аромат будет актуален и дальше — мы будем только рады.
Некоторые из наших конкурентов выпускают новинки каждые полгода. Особенно в преддверии Рождества и Нового года можно увидеть, как на рынке появляются сотни ароматов, многие из которых впоследствии бесследно исчезают. Я предпочитаю сравнивать это явление с миром литературы, в котором ежегодно издаются тысячи книг, но лишь единицы остаются в памяти.

Как создаются новые запахи? И сколько времени на это уходит?

— У парфюмера должна появиться идея — как начало истории. Самые известные ароматы Guerlain были навеяны или путешествиями, или женщинами. Потом идея начинает облекаться в ароматические ноты. Всего может быть создано сотни вариаций одного парфюма, перед тем как парфюмер остановится на одной формуле. Этот процесс длится до 2 лет, затем начинается работа по созданию подходящей упаковки и поиск технологических возможностей по сохранению аромата.

Сколько всего человек стоит за созданием парфюма?

— Непосредственно за ароматы отвечают 15 человек, они же занимаются отбором ингредиентов. Один из наших специалистов — парфюмер в пятом поколении. Он занимается созданием ароматов с самого начала — от сбора растений до приготовления экстрактов. Его рабочее расписание составлено на год вперед в зависимости от сбора урожая в разных странах мира. Он ездит по всему свету и выбирает ингредиенты лучшего качества. Непосредственно на производстве духов, которое расположено под Парижем, заняты 150 человек, и еще 25 человек отвечают за маркетинг.

Где находятся плантации Guerlain?

— У нас нет собственных плантаций, но мы имеем эксклюзивные договоры с производителями по всему миру: от Мадагаскара до Сицилии, от Болгарии до Индии, ну и немного во Франции, конечно. В офисе парфюмера висит огромная карта, где на каждой стране отмечено, что она производит для нас. Например, Италия — это жасмин, Сицилия — бергамот, Мадагаскар — иланг–иланг и т. д. Мы называем эту карту "Сады Guerlain в мире".

Россия на этой карте обозначена?

— Пока нет. Наш парфюмер Тьерри Вассер сейчас занят тем, что ищет новых поставщиков. Недавно он открыл потрясающие плантации розы в Иране. Может быть, и в России тоже что–нибудь найдет со временем.

Выпуск нового продукта — это всегда риск, особенно когда проделана большая работа по его созданию. Вы проводите исследования, чтобы понять, как новый аромат примет публика?

— Да, мы проводим фокус–группы. В рамках исследования сначала проверяем историю, которая будет окружать новый аромат. Затем тестируем сам аромат. Эти тесты или подтверждают наши догадки, или говорят о том, что необходимо что–то изменить. Нельзя сказать, что мы всегда прислушиваемся к участникам фокус–групп, тем более что результаты этих тестов никогда не одинаковы в разных странах. Поэтому мы должны сделать что–то среднее, чтобы понравиться всем, иначе не понравимся никому.

В каких странах проводятся такие фокус–группы?

— Для парфюма — чаще всего во Франции и России, иногда еще в США.

И как отличаются вкусы потребителей в этих странах?

— Если обобщать, то в России больше любят цветочные и свежие ароматы. Во Франции охотно принимаются самые разные запахи — и восточные, и цветочные, и шипры. В Штатах любят свежие и фруктовые ароматы. Но это все очень обобщенно, мир запахов сложно вогнать в тесные рамки. Нельзя сказать, что все русские женщины ходят в цветочных сладких духах.

Говорят, многие покупатели парфюма допускают ошибку, выбирая аромат по верхним нотам.

— Совершенно верно, как известно, аромат состоит из трех нот — верхней, ноты сердца и базовой. Так вот, при выборе аромата нужно ориентироваться на ноту сердца, которая раскрывается какое–то время спустя после верхней. Это одна из причин, по которой в бутиках Guerlain мы предлагаем пробовать ароматы на коже, а не на бумажном тестере. Потому что именно на коже нота сердца раскрывается быстрее, чем на бумаге. Кстати, на коже разных людей один и тот же запах играет по–разному. Можно сказать, что кожа — это финальный компонент в формуле парфюма.

В виноделии есть понятие хорошего года. А качество урожая влияет на парфюмерное дело?

— В отличие от виноделов, мы обязаны выпускать в любое время продукцию одинакового качества, а значит, должны сглаживать фактор неудачного урожая. Для этого мы работаем одновременно с несколькими поставщиками по каждому из ингредиентов. Задача парфюмера — выбрать из нескольких поставщиков того, кто в настоящее время предлагает сырье, соответствующее нашим стандартам. До 80% ингредиентов в нашей парфюмерии — растительного происхождения. Поэтому этот вопрос очень актуален для нас. В то же время на рынке полно ароматов, изготовленных из чистой синтетики. Их производители никак не зависят от качества урожая.

Мы живем в мире, где многие процессы автоматизированы. Может ли в перспективе машина заменить человека при производстве парфюма?

— Если мы говорим о создании аромата, то, думаю, это исключено. Так же как машина не напишет хороший роман или симфонию. Человеческий фактор, эмоциональная составляющая создателя в парфюмерии играют огромную роль, и так будет всегда.