Покупка хостела: риск или тихая гавань

Автор фото: Лучинский Евгений

Все чаще потенциальные предприниматели не создают бизнес с нуля, а ищут готовый. На примере семейного дела Юлии и Сергея Орловых "ДП" увидел, как хостел для паломников начал приносить семейному предприятию первый доход. Кроме того, хостел станет занятием для супругов на годы вперед. По планам, окупаемость проекта составит 2 года.

Хостел на Большом пр. В.О. обошелся новоиспеченным предпринимателям в 700 тыс. рублей, еще 300 тыс. ушло на переоборудование. Сергей Орлов работает менеджером в крупном ретейле. "Решение открыть семейный бизнес назревало давно: двое детей выросли, дома заниматься стало особо нечем, а живое общение с людьми всегда было мне близко", — рассказывает Юлия Орлова, для которой управление хостелом — первая работа.
У предыдущей владелицы хостела супруги приобрели бренд "Нечаянная радость", сайт хостела, мебель и пр. Средства взяли из семейных накоплений. Арендуемое помещение по–прежнему принадлежит собственнику. За него платят 150 тыс. рублей ежемесячно.
Хостел площадью 200 м2 состоит из пяти комнат (38 мест). Загрузка номеров сейчас составляет всего 40%. Поэтому очень ждут лета и больших церковных праздников. В хостеле есть кухня — трапезная, Wi–Fi, но нет телевизора: гостям не до него. Паломники приезжают со всей России, чтобы посетить храм Ксении Петербуржской, Александро–Невскую лавру и пр. Работу хостела обеспечивают четыре администратора.
Управлением, закупкой по текущим расходам и рекламой занимается Юлия, мелким ремонтом и техническим обслуживанием ведает Сергей. Коммунальные платежи съедают 15 тыс. рублей, хозрасходы — 10 тыс. рублей ежемесячно.

Нечаянная удача

Прежде чем купить бизнес, супруги рассмотрели несколько предложений о покупке хостелов для мигрантов или молодежных гостиниц. "Окупаемость там в разы быстрее, но и риски очень высоки", — рассказывает Юлия Орлова. "Нечаянную радость" нашли случайно. Срочно продавался бизнес, который не работал уже 2 месяца: предыдущая владелица сделала выбор в пользу карьеры на основной работе. "Хостел изначально был православным, назван в честь одноименной иконы. Мы не стали менять его концепцию и не пожалели", — делится Юлия Орлова.
Хостел купили в июле, но первый сезон оказался неудачным — это совпало с нестабильной политической ситуацией, которая также оказала влияние на внутренний туризм. "Мы сознательно шли на это, понимая, что быстро восстановить замороженный бизнес не удастся", — вспоминает Сергей Орлов. Менять мебель или делать капитальный ремонт не пришлось, так как все досталось в очень хорошем состоянии.
Обновили сантехнику, подготовили комнаты к приему гостей за пару недель. Первых постояльцев нашли по старой клиентской базе. Затем освоили сайты Booking.com и "Островок". "Мы поняли, что хостел будет приносить стабильный доход. По нашим планам, вложения окупятся через 2 года", — говорит бизнесмен. Оборот хостела в месяц составляет пока до 400 тыс. рублей.

Правила успешной игры

Чтобы хостел не работал в убыток, необходима среднегодовая загрузка номеров 50–55%. Все специалисты сходятся на том, что главный показатель успешности отельного бизнеса — возможность работать круглый год. Так, если в высокий сезон средняя загрузка хостелов в СПб составляет 84%, то в низкий сезон этот показатель может быть 65% и ниже. Чтобы выживать в межсезонье, эксперты советуют заранее определиться с целевой аудиторией. Не следует экономить на покупке мебели, обустройстве душевых и санузлов. Также важен текущий размер клиентской базы, ее надо все время пополнять.

Рынок

"Сейчас 95% туристов в Петербурге приходится на долю российских путешественников, и лишь 5% — иностранных, такова реальность", — рассказывает Тамара Буйлова, генеральный директор сети гостиниц "Адрес". Именно на россиян начинают ориентироваться петербургские хостелы.
По данным брокерской компании "Альтера Инвест", сегодня стоимость хостелов без учета цены недвижимости колеблется от 200 тыс. до 20 млн рублей. "Прирост рынка составляет 15% в год. На данный момент на продажу выставлено более 150 объектов, спрос на них превышает предложение в 1,5–2 раза", — рассказывает генеральный директор "Альтера Инвест" Максим Новицкий, который помогал супругам Орловым купить бизнес. По информации компании "Банк готового бизнеса", в Петербурге за год заключается до 60– 80 сделок по продаже готового бизнеса мини–отелей и хостелов на общую сумму минимум 600 млн рублей.
"Ежегодный объем продаж предприятий в области гостеприимства составляет около 800 млн рублей для хостелов и 1,5 млрд рублей для мини–отелей", — говорит Игорь Внуков, руководитель гостиничного направления группы компаний "Банк готового бизнеса".
 
 

Как уберечься

Покупка заведомо убыточного бизнеса

> Проверить доходы, узнать, подтверждается ли загрузка номеров листами бронирования.
> Сопоставить декларируемые расходы со среднерыночными.
> Посмотреть отзывы на специализированных гостиничных сайтах.
> Тщательно проверить документы по договору аренды. Удостовериться в легитимности договора, наличии у арендодателя права собственности и готовности сдавать помещение под хостел.

 
 

 
 

Доходы и расходы

Петербургский хостел площадью 200 м2

Показатель Значение
Количество мест 32 (+5)
Средняя выручка с места в месяц Низкий / высокий сезон 10 тыс. / 17 тыс.
Среднемесячная выручка Низкий / высокий сезон 300 тыс. / 500 тыс.
Арендная плата 150 тыс.
Коммунальные услуги 15 тыс.
ЗП администраторов 60 тыс.
Прачечная и прочие услуги 5 тыс.
Комиссии бронирующим сайтам 25 тыс.
Хозрасходы 10 тыс.
Среднемесячные расходы 250 тыс.
Среднемесячная прибыль 50 тыс. / 250 тыс.
Источник: БК "Альтера Инвест"