"Деловой Петербург". Расставили все точки

Автор фото: Ковалев Петр

Вадим Севрюков, разругавшисьс держателем франшизы Subway, продал часть одноименных ресторанов — покупатель решил открыть в них похожие по формату заведения Star Subs.

Совладелец 43 заведений под брендом Subway в различных городах России Вадим Севрюков продал 12 ресторанов в Петербурге (всего в городе под этим брендом работали 59 точек) и восемь в Москве компании "Старсабсспб1", которая уже начала крепить на прежних заведениях Subway вывески Star Subs. По словам Вадима Севрюкова, владельцы новой сети намерены изменить интерьер точек, но меню, как и у Subway, будет состоять из сэндвичей с различными наполнителями и газированных напитков.

Старые и новые иски

Продаже предшествовал затяжной конфликт между Subway Russia, объединяющей более 700 точек, и франчайзи Вадимом Севрюковым, который продолжается уже 6 месяцев. Суть претензий со стороны покупателя франшизы — завышенные цены на напитки и сиропы, которые предприятие обязано было приобретать у определенных поставщиков. Как утверждают в ГК "Саб Альянс", другие сети фастфуда покупали ингредиенты у этих же производителей в несколько раз дешевле. Как говорит генеральный директор и совладелец ГК "Саб Альянс" Вадим Севрюков и еще несколько франчайзи Subway из Петербурга и Москвы, за 3 года работы размер переплаты достиг сотен миллионов рублей, что равняется 4 – 5% от общего товарооборота. Теперь Вадим Севрюков пытается взыскать потери через суд.
В свою очередь, держатель мастер–франшизы был недоволен приостановкой выплаты роялти. Как уверяют в Subway Russia Franchising Company, Севрюков не платил взносы в течение года.
Но, как подчеркнул президент "Сабвэй Раша" Джон Оуэн, нарушения начались задолго до того, как компания узнала о недовольстве франчайзи ценами на напитки. "Причем до нашего сведения эту информацию довели другие наши франчайзи, а не ГК "Саб Альянс", — подчеркнул Джон Оуэн. Также он говорит, что у Вадима Севрюкова якобы были накоплены задолженности перед несколькими поставщиками продуктов.
"На данный момент этот предприниматель принял решение перевести ряд своих действующих ресторанов в концепт–клон. Это еще одно нарушение договорных обязательств", — полагает Джон Оуэн. По его словам, компания намерена продолжать судиться с бывшим франчайзи и обвиняет его не только в нарушении договорных обязательств, но и в нарушении использования торговой марки и прав интеллектуальной собственности.

Было ваше, стало наше

По мнению экспертов, Вадим Севрюков заработал на продаже точек около 15 – 20 млн рублей. Сам предприниматель сумму сделки не раскрывает, но отмечает, что продает не рестораны Subway, а оборудование по остаточной стоимости и переуступает право аренды на помещения, по которым заключены договоры сроком на 3 – 5 лет.
По данным СПАРК , компания "Старсабсспб1" была зарегистрирована в начале лета 2014 г., единственным ее владельцем является некая Валентина Чернышова, на которую пару месяцев назад было оформлено еще несколько компаний со схожими названиями, например московское ООО "Старсабс–М". Как утверждает Вадим Севрюков, владельцы бизнеса — непубличная группа лиц с богатым опытом работы в общепите, которые распоряжаются средствами сторонних инвесторов.
"По моим данным, они готовы занять помещения также других франчайзи этой сети, недовольных партнерством", — сообщил Вадим Севрюков, он также отметил, что ведет переговоры с несколькими предпринимателями о продаже всех оставшихся точек.
Как предположил исполнительный директор компании "Ресткон" Андрей Петраков, теоретически франчайзи мог продать бизнес сам себе, чтобы уйти от уплаты роялти. "Такая схема в России применяется не первый год: франчайзи пользуется именем пару лет, раскручивает место и уходит из–под крыла мастер–франчайзи, открывая в этих же помещениях что–то свое, но схожее по формату. Юридически к такой схеме подкопаться сложно", — рассуждает Андрей Петраков.
Как согласились в Российской ассоциации франчайзинга, это одна из самых распространенных схем поведения недобросовестных партнеров. "Обезопасить себя почти невозможно. Единственный действенный способ — досконально изучать каждого покупателя франшизы, его финансовое состояние, репутацию, опыт и даже взгляды", — рекомендует глава организации ресторатор Мераб Елашвили, имеющий более 30 бизнес–партнеров по франчайзингу.