Елена Домброва Все статьи автора
1 октября 2014, 01:07 113

"Деловой Петербург". Магазин при складе

Фото: Вдовин Сергей

Интернет–торговля осваивает новый формат — сочетание пункта выдачи со складом. Нехватка дешевых помещений сдерживает развитие формата.

Формат магазина–склада становится все популярнее у интернет–ретейлеров. На прошлой неделе федеральный оператор Enter открыл первый магазин в формате, который в компании называют мегамаркетом. Он занял 2,2 тыс. м2 на Коломяжском пр. Из них 160 м2 отведены под торговый зал, остальное — склад. Стандартные магазины Enter (в Петербурге их четыре) занимают не больше 200 м2, и под склад в них отведено только две трети площадей.

Безымянный формат

"Товарный запас мегамаркета позволит нашим покупателям совершать больше покупок "здесь и сейчас", без предзаказа и ожидания доставки", — объясняет преимущество формата Екатерина Белоусова, пресс–секретарь Enter.

Пионером в освоении формата магазина–склада была компания "Юлмарт", лидер интернет–торговли в Петербурге.

Компания 2 года назад начала развивать формат кибермаркетов, сейчас в городе работают семь таких объектов (всего 29 по стране).

Средняя площадь городского центра исполнения заказов (кибермаркета), по данным "Юлмарта", варьируется от 2 до 4 тыс. м2. В торговой зоне расположены только терминалы и кассы, таким образом снижаются издержки на персонал.

В " М.видео " подобный формат называют dark store. В качестве пилотного проекта в 2013 году компания переформатировала стандартный гипермаркет "М.видео". По сути, открытым для покупателя остался только пункт выдачи товара, полки же стали использоваться как склад продукции. По расчетам ретейлера, мощности объекта позволяют обрабатывать около 100 тыс. заказов в год.

Интернет–торговля без минусов

В отличие от офлайновой торговли непродовольственными товарами, темпы роста которой по итогам 2013 года снизились до 9,7% (против 14,3% в 2012 году), онлайн–торговля в России уверенно набирает обороты. Рост рынка в рублевом выражении сохраняется на уровне 25%, и по итогам этого года объем может составить 700 млрд рублей.

Продажа электроники и бытовой техники остается одним из крупнейших сегментов рынка (42%) наряду с одеждой (13%) и автозапчастями (10%).

Однако развитию интернет–магазинов препятствуют объективные минусы — долгое ожидание заказа, дорогая доставка, сложности с оформлением возврата. Новый формат, по расчетам игроков рынка, позволяет решить или минимизировать эти проблемы.

Ассортимент такого магазина насчитывает порядка 20 тыс. наименований наиболее востребованных товаров. Инвестиции в запуск магазина–склада примерно равны или чуть больше вложений в обычный гипермаркет сопоставимой площади — примерно 50 млн рублей. А вот аренда обходится дешевле.

"Преимущество формата — приемлемая арендная ставка, — отмечают в Colliers International, — ведь магазин–склад — это чаще всего адаптированное складское помещение, ставки аренды в котором значительно ниже, чем в классическом торговом комплексе". Так, аренда помещения в складском комплексе класса Б обойдется в $100 – 110 за 1 м2 в месяц, а аренда помещения под магазин электроники и бытовой техники площадью 1,2 – 2,5 тыс. м2 в торговом комплексе обойдется в $250 – 400 за 1 м2 в месяц, приводят специалисты Colliers International данные на первое полугодие 2014 года.

Дефицитные места

"Юлмарт", по словам Брайана Кина, директора департамента по коммуникациям компании, в ближайшие 4 года планирует увеличить общее количество кибермаркетов до 115, из них 30 будет находиться в Северо–Западном федеральном округе. Другие онлайн–операторы дальнейшие планы по развитию формата сформируют после анализа работы пилотных проектов.

Как ранее поясняли в пресс–службе "М.видео", заменить любой магазин на dark store нельзя — для него требуется отдельно стоящий объект большой площади, расположенный вблизи от транспортных артерий, доступный для личного и общественного транспорта. По наблюдениям экспертов, конкурировать за такие места приходится с продовольственной розницей, поэтому в городе дефицит помещений. Подобная нехватка легко объяснима: формат непопулярен у девелоперов из–за низкой рентабельности, говорят в Colliers.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама