Новая технология строительства дорог будет представлена в Петербурге на выставке «Дороги. Мосты. Тоннели — 2014». По мнению экспертов, использование материала КНАУФ Геофом поможет сэкономить до 40% стоимости строительства.
Посетители выставки «Дороги. Мосты. Тоннели — 2014» смогут ознакомиться с передовым материалом для строительства дорог — KNAUF Geofoam, производителем которого является компания «КНАУФ Пенопласт» — подразделение KNAUF Industries и единственное на данный момент предприятие с реальным опытом применения технологии Геофом на строительных объектах Европы.
Продукт представляет собой блоки из вспененного полистирола двух основных размеров: 2500х1200х500 мл для Москвы и 3000х1200х600 мл для Санкт-Петербурга. Уже разработаны типовые схемы укладки блоков при решении различных строительных задач, в частности для насыпей высотой до 16 метров и более.
В феврале 2014 года успешно завершились пожарные испытания блоков KNAUF Geofoam® Академией государственной противопожарной службы МЧС России. Легкие пенополистирольные блоки KNAUF Geofoam® признаны безопасными при использовании в соответствии с целевым назначением. Блоки KNAUF Geofoam® относятся к группе горючести «Г3», то есть являются «нормальногорючими».
В 1972 году при проектировании автомобильной дороги, связывающей Осло с Бергеном через Флом, норвежские специалисты по дорожному строительству предположили, что пенополистирол большой толщины сможет выдерживать, без ухудшения своих характеристик, значительные нагрузки даже при постоянном динамическом воздействии и после длительного контакта с водой. Претворение экспериментального проекта в жизнь состоялось в рекордные сроки: от одобрения идеи дорожным управлением до начала реализации прошло всего два месяца. Результат тоже не заставил себя ждать — в аналогичных случаях, до применения новой технологии, осадка грунта составляла 20–30 сантиметров ежегодно, что наносило чрезвычайный ущерб дорожному полотну. Пенополистирол, получивший в дальнейшем название Geofoam, оставил эту проблему в прошлом.
После проведения успешного опыта европейские специалисты рассчитали, что использование блоков из вспененного полистирола значительно снизит затраты на возведение насыпей на неустойчивых склонах, продлит срок службы ландшафта после трансформации, а также упростит технологический процесс и минимизирует ресурсы, необходимые для его осуществления. С тех пор уже в течение 40 лет зарубежные архитекторы, проектировщики и девелоперы применяют вспененный полистирол для решения ландшафтных задач разной степени сложности.
Только в Норвегии к 2011 году было реализовано более 500 проектов с применением данной технологии, в том числе такие стратегически важные трассы, как E-18 (Крейгавон, Северная Ирландия – Санкт-Петербург) и E-6 (Треллеборг, Швеция – Финнмарк, Норвегия). Весь путь от норвежской границы до шведского мегаполиса Гётеборга тоже построен из 400 тысяч кубометров Geofoam.
Длительное наблюдение за объектами, созданными по технологии Geofoam, позволило норвежским специалистам изучить поведение излюбленного материала в долгосрочном режиме и при активных нагрузках. После 24 лет пенополистирол показал следующие результаты: средняя плотность составила 46,8 кг/м3, а средняя плотность в сухом состоянии — 22,1 кг/м3, в то время как прочность на сжатие — 129 кН/м2. Высокая устойчивость к сжатию позволяет материалу выдерживать соответствующие нагрузки без задействования нижележащих слоев грунта или наполнителя. При традиционном строительстве насыпь создается с помощью жидкого грунта, каждая порция которого должна подвергнуться прессованию перед тем как размещать рядом следующую. Использование пенополистирола снимает необходимость прессования и тестирования качества наполнителя.
Востребованность новой технологии в крупных европейских городах подтверждает пример Осло, где ее применение не ограничилось вышеупомянутым случаем, положившим начало использованию Geofoam. Исторический центр Осло, район под названием Бьорвик, некогда плотно застроенный фабриками и заводами, в данный момент активно реконструируется, превращаясь в современную и комфортную территорию с рекреационными зонами, новыми жилыми домами и дорожными магистралями. Особенности почвы и грунта на этом прибрежном участке (близкое расположение грунтовых вод и обилие неровной каменной породы в основании) потребовали неординарного проектного решения — сплошного свайного поля с комбинацией винтовых стальных и бетонных забивных свай, объединенного общей монолитной железобетонной плитой.
Оптимальным решением при устройстве набережной и новой трассы стало применение вспененного полистирола, традиционного для норвежской строительной практики.
Несмотря на обилие «сложных» грунтов, похожих по своему характеру на норвежские, использование пенополистирола в рамках дорожного строительства России пока практикуется крайне мало.
Однако применение пенополистирольных блоков уже рассматривалось при строительстве развязки в Санкт-Петербурге. Евгений Петрович Медрес, главный инженер ГП «Дорсервис», рассказал, что не один месяц потратил на калькуляцию экономической составляющей проекта. Однако в конце концов предпочтение было отдано более традиционной для России технологии, несмотря на предполагаемую экономическую выгоду в 40 процентов от всей стоимости проекта.
Подобная ситуация хорошо знакома Виктору Эдуардовичу Сербину, заместителю директора ФГУП «РОСДОРНИИ»: «Первый шаг к применению подобных новаторских решений — изменение в сознании заказчика. Знакомство с реализацией таких проектов, возможность побывать на строительной площадке, получить информацию из первых рук и убедиться в доверии к материалу со стороны европейских коллег — очень важны; все это должно способствовать нашему диалогу с государством, которое, безусловно, ощущает потребность в совершенствовании строительных технологий».
Потенциал использования пенополистирола в дорожном строительстве огромен. С этим соглашаются, как эксперт дорожного строительства, так и специалисты компании «КНАУФ Пенопласт». Согласно «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года», только 15 процентов федеральных автомобильных дорог (17,7 тысяч километров) соответствуют действующим стандартам, остальные 85 процентов (640 тысяч километров) нуждаются в реконструкции или ремонте, в то время как функционирует уже более 200 заводов по производству вспененного полистирола, и материал легко можно доставить в любую точку страны.
Даже в отдельно взятом наиболее европейском городе России Санкт-Петербурге более десятка непростых участков дорог, рецепт для улучшения которых отнюдь не сложен — европейская технология с использованием пенополистирола. Это и М-20 вплоть до границы с Беларусью, и солидные участки трасс М-10 и М-11, и многие жизненно важные развязки внутри города, которые так хочется видеть выполненными по международным стандартам и с успешно реализованными современными технологиями.
Выставка «Дороги. Мосты. Тоннели — 2014», которая пройдет 24-26 сентября 2014 в ВЦ «Михайловский Манеж» в Санкт-Петербурге, сможет стать площадкой для открытого обсуждения будущего этой технологии в России, знакомства с материалом KNAUF Geofoam® и шагом для его внедрения в текущие проекты федерального и областного значения.
ООО «КНАУФ Пенопласт»
www.knauftherm.ru
Санкт-Петербург, тел. (812) 461 09 77
Москва, тел. 495 (980) 89 12
www.knauftherm.ru
Санкт-Петербург, тел. (812) 461 09 77
Москва, тел. 495 (980) 89 12