Через неделю в Шотландии пройдет референдум о независимости. Лондон делает последнюю попытку предостеречь шотландцев, а руководство Крыма сравнивает два референдума, между которыми, однако, есть большая разница.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что "будет глубоко опечален", если Шотландия проголосует за независимость на референдуме 18 сентября. Подняв шотландский флаг над своей резиденцией на Даунинг-стрит, Кэмерон отправился в Шотландию, чтобы лично агитировать за сохранение объединенного королевства в нынешнем виде. Он согласен на предоставление еще большей степени самоуправления Шотландии и "децентрализации".
Королева Великобритании Елизавета II официально не участвует в дискуссии — это дело народа Шотландии, а монарх выше политики, говорится в сообщении Букингемского дворца. Тем не менее, ранее СМИ сообщали со ссылкой на источники во дворце, что королева якобы сильно обеспокоена перспективой отделения.
И.о. главы Крыма Сергей Аксенов тоже внимательно следит за ситуацией. По его мнению, если Европа признает референдум в Шотландии, следует признать и референдум по отсоединению Крыма от Украины в марте "автоматически и без всяких сомнений". В блогосфере сейчас много ехидничают на тему того, что, по идее, Лондон должен объявить санкции в адрес Эдинбурга или даже ввести войска.
Однако между двумя референдумами есть ощутимая разница. Во-первых, шотландцам предлагается ответить на вопрос, должна ли Шотландия быть независимой страной. Крымчан спрашивали, хотят ли они воссоединения Крыма с Россией на правах субъекта РФ или же статуса Крыма как части Украины, то есть речи о независимости не шло. Во-вторых, крымский референдум был проведен в большой спешке, без соблюдения процедур и без согласия, естественно, Киева, шотландский же проходит при согласии Лондона. Хотя это вопрос, конечно, больше к Киеву, но легитимность шотландского референдума в глазах и Лондона, и европейских стран, в большой степени обусловлена именно длительностью и постепенностью подготовки к нему Эдинбургом.
Если коротко, то вопрос о независимости, долгие годы не стоявший всерьез на повестке дня, стал приобретать актуальность в 20 веке. Лондон так же постепенно шел на уступки, и в 1999 году у этой части королевства появился наконец собственный парламент, упраздненный еще в 1707 году после унии двух королевств. Это было одним из предвыборных обещаний лейбористов под руководством Тони Блэра. Шотландская национальная партия, впервые получившая мандат в 1945 году, сейчас располагает большинством в шотландском парламенте. Независимость, в свою очередь, была основой программы ШНП на выборах еще 2007 года, когда партия не завоевала большинство. Это, кстати, одно из принципиальных отличий от крымского референдума, который объявили депутаты, избиравшиеся с совсем другими программами.
Лондон при этом особенно как раз не возражал против референдума, будучи, видимо, уверенным в том, что он провалится. В 2012 году Кэмерон и глава шотландской администрации Алекс Сэлмонд подписали соглашение, а сторонники и противники независимости объявили о старте агитационных кампаний — официальных, с ограничением фондов. В 2013 году шотландские власти выпустили так называемую "Белую книгу", разъясняющую преимущества самостоятельности. Среди них — уменьшение налогов, получение прав на добычу нефти в Северном море, улучшение социального положения шотландцев. При этом считалось, что главой государства по-прежнему останется Елизавета II.
Больше года шотландцы и англичане обсуждали сложные вопросы. Например, членства в ЕС и НАТО, субсидий фермерам от ЕС, миграции, гражданства, военных баз, валюты. Естественно, Лондон всячески напирал на трудности, с которыми столкнется Шотландия, в конечном итоге на некоторые из этих вопросов четких ответов нет до сих пор, но все-таки по некоторым удалось договориться, например, пенсии по-прежнему будет выплачивать Великобритания, так как именно в пенсионные структуры этого государства перечисляли деньги шотландцы, предварительно решено оставить на правах аренды военные базы и так далее. А вот дискуссия о том, переходить ли Шотландии на евро, оставаться ли при фунтах или учреждать свою валюту, еще продолжается. Время есть, если референдум подтвердит желание Шотландии быть независимой страной, фактически это произойдет, согласно давно принятому парламентом плану, лишь в марте 2016 года.