Пообедать рядом с офисом

За последние два года интерес к открытию ресторанов при бизнес–центрах угас: операторы общепита видят в таких проектах больше минусов, чем плюсов.

Б урное открытие ресторанов при бизнес–центрах происходило около 3 лет назад, одновременно с ростом объема коммерческих площадей в Петербурге. По словам экспертов, для бизнес–центров класса А требуется минимум одно кафе, один хороший ресторан и бар, в котором можно провести переговоры, в бизнес–центрах класса С присутствуют как минимум кафе самообслуживания или столовая.
"Еще несколько лет назад рестораторам открытие заведения при бизнес–центрах, растущих как грибы, казалось чрезвычайно привлекательным. Тогда мы предлагали свои услуги операторам недвижимости. Теперь все наоборот", — говорит генеральный директор УК "СкайРест" Александр Затуливетров, у которого ранее также был ресторан в бизнес–центре. По его мнению, этот бизнес имеет больше минусов, чем плюсов.

Нехватка посетителей

Если усредненные затраты на строительство ресторана в Петербурге на сегодня достигают около 1,5 тыс. рублей за 1 м2, то в случае выбора площадки в бизнес–центре расходы сокращаются до 1 тыс. рублей за 1 м2. Сэкономить получается за счет уже имеющейся качественной системы вентиляции, а также общего хорошего состояния коммуникаций. "Кроме того, плюсом для ресторатора становится наличие необходимого объема мощностей", — отмечает совладелец компании "Обедов" Роман Елистратов, в апреле открывший ресторан в бизнес–центре "Арена Холл".
"Мы осмотрели массу помещений на Петроградской стороне, все они требовали либо серьезного ремонта, либо получения дополнительных мощностей. Поэтому мы решили выбрать бизнес–центр, хотя арендные ставки сопоставимы с отдельными помещениями", — пояснил Роман Елистратов. Несколько лет назад у него уже был неудачный опыт открытия ресторана в бизнес–центре на окраине, который пришлось закрыть из–за нехватки посетителей.
Как подтверждает Александр Затуливетров, именно это становится причиной закрытия большинства заведений общепита при бизнес–центрах.
"Чтобы такой ресторан был рентабельным, в бизнес–центре, в котором он открыт, должно ежедневно находиться не менее 2 тыс. офисных сотрудников, — утверждает Александр Затуливетров. — Сложность бизнеса в том, что вы полностью зависите от одного и того же клиента, а минимальное повышение цен вызывает отток".
В редких случаях рестораны в бизнес–центрах получают поток внешних клиентов и сами по себе становятся центром притяжения. Здесь играют роль расположение в центре города, наличие отдельного входа, а также отличный вид из окон или даже открытая терраса. "Самыми удачными проектами в Петербурге, которые работают уже несколько лет, считаются ресторан "Rыба", "Набережная" и "Макароники", — считает ресторатор Михаил Орлов, который также относит рестораны при бизнес–центрах к высокорискованному бизнесу.

Вакантные площадки

Сейчас в Петербурге работает около 1 тыс. бизнес–центров различных уровней, таким образом, в городе при офисных центрах открыто не менее 1,5 тыс. заведений общепита.
"Основной риск запуска ресторана при бизнес–центре состоит в том, что вам сложно спрогнозировать, как изменится политика владельцев бизнес–центра, вы находитесь в полной зависимости от его наполняемости, а многие офисы сейчас пустуют", — заключил Александр Затуливетров. По данным аналитиков Knight Frank, по итогам первого полугодия 2014 г. доля вакантных площадей в городских бизнес–центрах класса А составила 18,3%, а в классе В — 7,9%.