Предвыборная программа Георгия Полтавченко, опубликованная на его кандидатском сайте, не оставляет сомнений — проблем, требующих решения, в Петербурге, в сущности, нет.
И.о. губернатора Петербурга, кандидат от "Единой России" Георгий Полтавченко сразу после выдвижения заявил, что его программой станет одобренная незадолго до этого "Стратегия-2030". Но на сайте кандидата есть и сокращенный вариант — собственно предвыборная программа под названием "Петербург через пять лет". Вместе с обложкой и вступительным словом ее объем 20 страниц. Из этой брошюры, как утверждает с первых страниц сам Полтавченко, мы "узнаем, как нам с вами изменить в лучшую сторону жизнь в нашем городе".
Горожане, которые вряд ли в массе своей когда-нибудь прочитают "Стратегию-2030", из предвыборной программы в первую очередь узнают о том, что стратегия развития города стоит на трех китах: обеспечении устойчивого экономического роста, развитии гражданского общества, а также улучшения качества городской среды и эффективности управления городскими службами.
В программе довольно много цифр, из которых следует, что к 2020 году доля продукции высокотехнологичных отраслей экономики вырастет на 20,7%, внешнеторговый оборот — до $77 млрд, инвестиции — в три раза, а ВРП и производительность труда — в 1,6 раз. Правда, способы достижения этих целей скромно умалчиваются. Известно лишь, что для этого нужно "обеспечить быстрыми темпами рост экономики города", "максимально использовать конкурентные преимущества Петербурга как крупнейшего промышленного центра и города передовой науки и инноваций", и "создавать благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности".
Зато программа твердо обещает — в ближайшие пять лет будут улучшены условия для ведения бизнеса (к сожалению, без указания, на сколько процентов улучшены), снизятся риски инвестиций, а "конкурентоспособные товары наших предприятий завоюют новые рынки сбыта, и в том числе за границей". Это одно из самых смелых мест программы. В основном же она осторожна, даже в конкретных обещаниях. За пять лет, например, планируют построить четыре поликлиники с перинатальным центром и детским туберкулезным санаторием. Центр строят уже с 2013 года, к санаторию тоже уже приступают, то есть риска особого нет. Также среди обещаний — постройка девяти и реконструкция пяти школ, какого-то количества детских садов, восьми центров соцобслуживания, дома-интерната для престарелых. "К 2020 году количество объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, составит более 65%", — скромно сообщает кандидат. Еще осторожней подход к ремонту инфраструктуры, за пять лет собираются отремонтировать "14 км сетей водоснабжения, 27 км канализационных сетей, более 17 км теплосетей". Протяженность сетей в городе, нуждающихся в ремонте, исчисляется тысячами километров. А износ сетей снизится на три процента.
Впрочем, и.о. губернатора сразу предупреждает: пустых обещаний не дает, планы станут реальностью только при растущей экономике и наполненном бюджете (в чем видится как бы предупреждение заранее — если экономика расти не будет, то извините), а средства выделяются только на те проекты, которые "действительно нужны городу", выделено жирным. Видимо, поэтому проектов упомянуто только три — достройка ЗСД, развитие аэропорта "Пулково" и город-спутник "Южный".
Если сравнить программу Полтавченко с программой его предшественницы, то видны различия. Валентина Матвиенко, например, всячески подчеркивала в свое время, что без федеральных ресурсов город должного развития не получит. Полтавченко упирает на то, что город "живет только на заработанные средства" и следит за каждой копейкой. Матвиенко больше конкретизировала, обещая, например, привлекать частный бизнес в ЖКХ. Полтавченко абстрактен — городское хозяйство станет эффективнее, пишет он в программе, количество аварий сократится, разбитые дороги "практически исчезнут", троллейбусы, трамваи и автобусы "будут комфортнее и быстрее". Впрочем, метро будут строить активно — 13 станций к 2020 году.
В программе нет ни слова о парковках в центре города, например, хотя упомянуто строительство 24 км магистралей в обход центра. По всей видимости, речь идет о проекте Фаянсово-Зольной магистрали длиной как раз 24 км, к нему решили вернуться тоже в прошлом году. Более о дорожном хозяйстве не сказано ничего, ни о новых дорогах, ни о новых мостах, ни о чрезмерно долгих ремонтах, то есть о том, что доставляет горожанам неудобства. Нет ничего о градостроительстве и культуре (хотя словосочетание "культурная столица" в Петербурге обычно упоминают хотя бы для проформы), о том, что именно в Петербурге будут делать для туристов (хотя развитие туристической отрасли и "необходимо продолжить", безусловно), о доступной среде для инвалидов, о свалках и многом другом, даже легкорельсовом трамвае до "Пулково", который вроде бы тоже уже собрались строить. Ну, про борьбу с коррупцией или перенос в Петербург федеральных органов власти и без того уже давно никто не вспоминает.
То есть проанонсированы проекты, уже начатые (причем не всегда даже при Полтавченко, типа ЗСД или реконструкции "Пулково"), а принципиально нового ожидать не приходится, будут решать только текущие задачи. Все, в общем, должно идти своим чередом, в мире и согласии. Такой подход понятен. Чем меньше обещаешь, тем меньше придется делать и тем за меньшее придется потом отвечать, а чем меньше придется делать, тем меньше в городе споров и недовольства. Тем более, денег нет.