Глава "Северстали" Алексей Мордашов заявил, что запланированный рост тарифов РЖД значительно увеличит стоимость перевозок, соответственно, и готовой продукции, что может привести к закрытию прибыльных производственных цепочек.
НП "Русская сталь", объединяющая ведущие металлургические компании России, направила обращение к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, в котором выступила против "необоснованного роста тарифов РЖД". Глава "Русской стали" - Алексей Мордашов, возглавляет ОАО "Северсталь". Именно его подпись и стоит под письмом премьеру.
Алексей Мордашов утверждает, что при увеличении тарифа на 1 рубль за тонну перевезенного сырья суммарные издержки металлургических предприятий увеличиваются более чем на 4,5 рубля за тонну. Пропорционально увеличивается и стоимость готовой металлопродукции для потребителя. По данным главы "Северстали", за последние 12 лет стоитмость перевозки стальных полуфабрикатов выросла в России в 4,5 раза - до $65 за тонну,
В письме говорится, что повышение тарифов на ж/д перевозки уже привело к закрытию некоторых металлургических производств, в частности, компании "Свободный сокол" из Липецка. "В случае же продолжения индексации ж/д тарифа на уровне, равном или превышающем инфляцию, возникает угроза закрытия других более маржинальных производственных цепочек – производство стального полуфабриката на экспорт", — говорится в сообщении партнерства.
Аналитики отмечают, что если тарифы и дальше будут расти, это отразится не только на металлургической отрасли, но непосредственно и на самом ОАО РЖД. "Наметилось снижение грузопотока железных дорог в пользу автотранспорта. Эта тенденция будет продолжаться, что, в свою очередь, отразится на доходах ОАО "РЖД" и приведет к коллапсу автодорог на многих направлениях", — пояснили в "Русской стали".
Ранее начальник департамента по работе с клиентами группы компаний "Транс-бизнес" Николай Цыбуленко отмечал, что если тариф повышается на 10%, то стоимость перевозки для клиента станет дороже примерно вдвое, то есть на 20%.
В свою очередь, специалисты "Русской стали" отмечают, что рост тарифов не ведет к улучшению условий перевозок. Так, за 2009-2013 годы скорость движения ж/д транспорта при перевозке грузов снизилась на 20%, а доля отправок с просроченным сроком доставки выросла с 23% до 31%.
В прошлом году российские власти объявили о заморозке тарифов на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности на 2014 год. В 2015-16 годах тарифы должны были быть проиндексированы на уровень инфляции. После чего глава РЖД Владимир Якунин заявил, что в 2014 году убытки компании из-за заморозки могут достигнуть 60 млрд рублей.
Однако в начале июля 2014 года президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с РЖД в течение двух недель разработать и утвердить план, который предусматривает индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 году на уровне до 10%.
Ранее "Деловой Петербург" сообщал о том, что российское правительство планирует выделить РЖД рекордную за все время управления компанией Якуниным субсидию в 100 млрд рублей.
Объем железнодорожных перевозок в России в 2013 году составил 1 236,9 млн тонн, а грузооборот упал на 1,1% по сравнению с предыдущим годом.
В НП "Русская сталь" входят компании, которые производят около 96% российского чугуна, примерно 90% стали и проката, а также сырье для металлургической промышленности.