"Деловой Петербург". Злые птицы летят

Автор фото: globallookpress

Fort Group купила для своего ТРК на Лесном пр. франшизу Angry Birds Activity Park, который станет первой международной сетью парков развлечений на российском рынке. Создатель Angry Birds Питер Вестербака намерен открывать в России два-три парка в год

Один из крупнейших владельцев торговой недвижимости в Петербурге — компания Fort Group, связанная с топ–менеджерами "Газпрома", подписала лицензионное соглашение с финским концерном Rovio на открытие парка активного семейного отдыха Аngry Birds Activity Park St. Petersburg. Он появится в декабре этого года в ТРК "Европолис". Вложения франчайзи в проект составят около 20 млн евро. Это будет первый в России развлекательный парк международного бренда. Проекты других глобальных операторов индустрии развлечений по разным причинам буксуют, хотя рынок не насыщен.

Дебютная франшиза

Первый в России крытый парк семейного отдыха Angry Birds Activity Park откроется в декабре 2014 года в ТРК "Европолис" на Полюстровском пр., 84. Лицензионное соглашение на его создание у владельца франшизы — финской компании Rovio — приобрел девелопер Fort Group, в портфеле которого 11 ТК общей площадью 500 тыс. м2, в том числе "Европолис". "Наши инвестиции в проект без учета франшизы составят 11,5 млн евро. Средства будут вложены в оборудование и ремонт и окупятся за 6 лет", — сообщил Максим Левченко, управляющий партнер Fort Group.
"Франшиза Аngry Birds стоит 2 тыс. евро за 1 м2 парка, а ежемесячный платеж (роялти) стороны обговаривают индивидуально", — говорит участник рынка, знакомый с условиями франшизы Rovio. С учетом того, что парк Аngry Birds займет 3,9 тыс. м2 на третьем этаже ТРК "Европолис", можно предположить, что франшиза обошлась Fort Group в 8 млн евро. В составе парка будут зона аттракционов, кафе, брендовый сувенирный магазин и залы для детских праздников. Управлением парка займется дочерняя структура Fort Group.
Максим Левченко уточнил, что единовременно парк Аngry Birds сможет принять до 2,8 тыс. посетителей. "Мы рассчитываем минимум на 800 человек в день", — говорит собеседник "ДП".
Открытие "Европолиса" намечено на сентябрь. Общая площадь комплекса составит 142 тыс. м2 (арендопригодная — 60 тыс. м2). Кроме Angry Birds Activity Park якорными арендаторами комплекса станут продуктовый гипермаркет Prisma (8 тыс. м2), гипермаркет бытовой техники Media Markt (4,2 тыс. м2) и многозальный кинотеатр "Мираж Синема" (4,2 тыс. м2).

Финское наступление

Компания Rovio планирует активно продавать франшизу развлекательных парков в России, открывая с 2015 года по два – три тематических парка Angy Birds в год. "Нас интересуют города–миллионники, идут переговоры и в Москве", — сообщила Наталья Салонен, глава департамента продаж и девелопмента Rovio в РФ и странах Прибалтики. По ее словам, российские парки будут сопоставимы по размерам с существующими парками в Финляндии (от 3 тыс. до 6 тыс. м2). Всего в мире насчитывается 11 парков Angy Birds: пять в Финляндии, по два — в США и Великобритании и по одному — в Испании и Китае.
В России первая игровая площадка Angry Birds появилась 2,5 года назад в Москве в торговом центре Vnukovo Outlet Village. "Но там все бесплатно, а парк в "Европолисе" станет первым коммерческим проектом Rovio в России", — пояснила "ДП" Наталья Салонен. Проблема таких масштабных проектов в их долгой окупаемости, отмечают эксперты. "Парк Angry Birds в торговом комплексе — большой плюс к посещаемости, он может привлечь 1000 – 1500 человек в день", — говорит Виталий Кожин, вице–президент "Питерлэнда". Одного такого парка вполне достаточно для города, добавляет он, а его окупаемость составит около 5 лет. Возврат инвестиций может растянуться и на 7 лет, если билет окажется слишком дорогим для петербуржцев, говорит директор другой сети развлечений для детей.
Компания Rovio Entertainment Ltd была основана в 2003 году в Финляндии. В 2009 году создала легендарную мобильную игру Angy Birds и сейчас поддерживает бренд, создавая игровые парки, выпуская книги, мультфильмы и обучающие программы. Выручка Rovio в 2013 году выросла на 2,5% по сравнению с 2012 годом и достигла 156 млн евро. А прибыль упала в 2 раза, до 27 млн евро. Увеличить ее компания пытается за счет продажи франшиз и лицензий на использование бренда производителям кондитерских изделий, напитков и сувениров. Например, финский Fazer выпускает мармелад Angry Birds, а компания Olvi — газированные напитки.

От слов до дела

Качественной досуговой инфраструктуры в Петербурге не хватает. Несмотря на неплохой объем рынка, а по данным "Петростата", в 2013 году оборот организаций отдыха, спорта и развлечений в Петербурге вырос на 11,7%, до 30,8 млрд рублей, обещанные инвесторами проекты парков международных операторов по разным причинам остались на бумаге. Еще в конце 1980–х исполком Ленсовета начал разговор о необходимости строительства парка Disneyland на участке 3,5 тыс. га в Лисьем Носу. Инициаторам других проектов, более современных и менее фантастических, удача тоже не сопутствовала. Так, например, 3 года назад с идеей строительства развлекательного парка на 500 га выступала итальянская компания Antonio Zamperla. Президент РЖД Владимир Якунин предлагал выделить для этого участок около Царскосельской железной дороги. Но землю итальянцы так и не получили.
Московская ГК "Эспро" еще 2 года назад заявила о планах открытия в Петербурге детского тематического парка "Мастерград", он должен был занять 5,4 тыс. м2 в ТРК "Питерлэнд", но сейчас в компании затрудняются назвать точную дату открытия. В прошлом году ГК "Регионы" заявила о планах построить парк развлечений вместе с DreamWorks Animation. Девелопер купил участок площадью 35 га (из них 7 га под аттракционы) на Ржевке. Но начать стройку до сих пор не может, поскольку нужно менять статус территории с промышленной на деловую через поправки в генплан.
Так что пока в Петербурге парки семейного отдыха развиваются как функция в составе торгово–развлекательных комплексов. Всего в городе, по данным Astera, работает 14 крупных ТРК (площадью от 50 тыс. м2). На них приходится 33,1% общей торговой площади города. В составе многих из них есть аквапарки, детские игровые и развивающие зоны. По данным "АйБи Групп", развлечения занимают 15% площади местных ТРК, что в разы меньше европейских показателей.
В новых проектах доля развлекательной составляющей растет (до 50% всех площадей). Например, компания Amtel–Properties решила дополнить семейными развлечениями жилой район "Пулковские высоты", запланировав в его составе аквапарк, аттракционы, спортклуб. А московская группа "Киевская площадь" анонсировала проект строительства нового океанариума в Парке Интернационалистов на пр. Славы. Многофункциональный комплекс будет состоять из нескольких зданий, его открытие запланировано на 2016 год. УК "Соломон" в 2011 году открыла в "Гранд Каньоне" детский центр "Дивный город", включающий школу профессий "Кидбург", театр "Плоды просвещения", аттракционы и прочее. "Люди сегодня предпочитают не шопинг и немножко развлечений, а целый день развлекаться и заодно что–нибудь купить", — пояснили в одном из ТРК.
Это подтверждают аналитики "Инвесткафе": по их оценке, рентабельность разного рода парков аттракционов составляет 15 – 17%. Для сравнения: у классических ретейлеров ("О’Кей", "Магнит") она не превышает 10%. Петербуржцы тратят на развлечения 4,5% доходов, а европейцы — в 2 раза больше.
Мне сложно сказать, почему никто из международных операторов не может открыть парк в Петербурге. Но у нас тоже не все гладко — не хватает электричества, солнца для комфортного отдыха, мало теплых дней. Мне тоже предлагали открыть Angry Birds, сделать крытую площадку, но я отказался. Слишком дорого, 2 тыс. евро за 1 м2, причем много еще дополнительно нужно вкладывать в оборудование. Да и формат, на мой взгляд, больше подходит для торговых центров, бизнес–центров, там не хватает развлечений. Думаю, у них будет много посетителей, рядом находится станция метро "Лесная".
Владимир Подвальный
совладелец парка развлечений "Диво–остров"
Перспективы у парка Angry Birds хорошие: известный бренд привлечет людей даже из отдаленных районов города. С точки зрения бизнеса проект сложный: большие инвестиции долго окупаются. Для торгового комплекса такой арендатор безусловный плюс. Состав арендаторов в большинстве комплексов города схож, и людей нужно привлекать не только шопингом, качественный досуг выходит на первый план. По моим ощущениям, рынок развлечений в Петербурге неплохо развит, на 500 тыс. детей от 0 до 12 лет приходится более 10 разнообразных концепций.
Максимилиан Пивоваров
генеральный директор "Кидбурга"