"Деловой Петербург". Наш продукт продает себя самостоятельно

Автор фото: Беликов Валентин

Летом состоится официальный запуск голосовых услуг оператора Yota (ООО "Скартел"). В преддверии этого события генеральный директор компании Анатолий Сморгонски рассказал "ДП", будет ли Yota конкурировать со своим акционером за новых абонентов.

Ваши конкуренты в неформальных беседах говорят, что Yota — лишь суббренд "МегаФона": "Непонятно, зачем ему нужна эта игрушка".

— Если непонятно, зачем нужен новый бренд на рынке, очень плохо конкурентам, надо что–то делать с образованием. Хорошо, мне нужно ответить на этот вопрос?

Да, что вы им возразите?

— Мы работаем не для партнеров по рынку, а для клиентов. Давайте я лучше скажу, для чего мы людям, почему этот проект существует. Что у нас с рынком в России? Проникновение мобильной связи 160–200%, рынок насыщенный, смартфоны дешевеют, их проникновение в базу операторов растет: сейчас это около 30%, к концу 2015 года прогнозируется до 50%. Продажи планшетов превышают продажи классических компьютеров и ноутбуков и растут год к году на 126%. Сегмент передачи данных растущий, может, даже единственный в телекоме. Российские услуги связи одни из самых дешевых в Европе, они же и самые качественные…

Это еще вопрос.

— А в какой, например, европейской стране у вас была более качественная связь?

Я вообще не замечала там плохой связи.

— А я замечал на нескольких популярных направлениях, например в Испании: там все медленнее, даже голос. На Майорке так вообще все сложно, в Нью–Йорке тоже есть проблемы. Я считаю, что у нас связь более качественная. А если пересчитать все относительно нашего ARPU (среднемесячный счет абонента. — Ред.), то мы просто впереди планеты всей!
Итак, смотрите, рынок насыщен, растет сегмент смартфонов и планшетов. На таких насыщенных рынках и у нас, и за рубежом принято работать с каждым сегментом сфокусированно. Но большой бренд не может фокусироваться на одном сегменте, поэтому логичное решение — работать с сегментом, которому близок онлайн, под брендом Yota.
Бренд Yota сильный для интернет–аудитории. В городах присутствия он хорошо известен, его любят. На конец 2013 года у нас было уже более 1 млн пользователей модемов. А ведь когда Yota выходила в сегмент беспроводного интернет–доступа по технологии 4G, очень многие говорили, что она и 5 тыс. абонентов не наберет, потому что рынок занят. То есть не в первый раз партнеры по рынку так критически комментируют.

Что вы можете противопоставить конкурентам?

— Классический сервис — голосовые услуги — потихонечку начинает сжиматься, через несколько лет все заметят падение выручки. Я, естественно, за конкуренцию в передаче данных, в растущем сегменте логично конкурировать суббрендом. У нас с нашим акционером очень мощная сеть, поэтому и было принято решение запустить, с моей точки зрения, эволюционные решения для Yota. Раньше модемный бизнес Yota существовал только для экрана компьютера. Мы решили, что безлимитный интернет–доступ надо распространить на экраны смартфонов и планшетов. Не было оператора, который полностью раскрывал бы для пользователей планшетов и смартфонов все возможности этих девайсов.
Мы самостоятельная компания, все, кроме радиочасти, у Yota — собственные системы. Мы сами обслуживаем, у нас свой биллинг, свой бренд. Мы как виртуальный оператор арендуем радиочасть. Очень многие клиенты не знают, что, допустим, их провайдер фиксированного Интернета арендует где–то оптоволокно, клиенту это не важно. Все игроки рынка не имеют полностью собственной инфраструктуры, какую–то часть всегда арендуют, это выгодно и правильно. Не нужно строить еще 30 тыс. железных вышек по стране, их уже достаточно, можно поберечь экологию. Поэтому мы решили, что нужно сделать продукт, который ждут продвинутые люди, которые пользуются смартфонами и планшетами. В нем, например, должен быть принципиально безлимитный Интернет. Мы о многом спрашиваем клиентов и потенциальных клиентов, что бы им хотелось. Вот вы много пишете sms или мало? Сколько?

Не очень много.

— Поэтому sms у нас можно купить либо поштучно, либо безлимит. Никто не напишет 112 или 300 sms, как продают на рынке наши коллеги. Их продают пакетом: купи икс минут, купи игрек sms, а наоборот нельзя.

Как наоборот?

— Нельзя купить икс минут и другое количество sms, есть готовые пакеты. Мы решили, что это неправильно и нелогично для нашего клиента, поэтому Yota не будет иметь классических тарифных планов, у нас можно сформировать свой набор услуг.
Это безлимитный Интернет, безлимитные или штучные sms, какое–то количество минут местных вызовов. Мы наконец–то ответили на запрос очень большой активной аудитории, которая перемещается по стране, — ей нужно безроуминговое пространство по России. То есть уехав с sim–картой из Петербурга, допустим, в Москву, вы с клиентами, друзьями, партнерами в Петербурге будете говорить по домашним тарифам.
Еще, например, мы решили, что для нашей аудитории характерны определенные способы обслуживания, то есть все наши клиенты будут поддерживаться не через колл–центр, а через чат.
Это удобно, потому что они привыкли общаться через мессенжеры, через соцсети, и эффективно с финансовой стороны для нас.

Недавно директор местного филиала одного из операторов "большой тройки" сказал, что на рынке есть две ниши: дискаунтер и премиум–оператор, всем остальным приходится трудно. Вы там, где трудно?

— Тут отвечать приходится не словами, а ростом бизнеса. Ростом выручки, базы.

И когда вы дадите ответ?

— Я вам ранее рассказал, что сегмент передачи данных растет. Мы запустились с Yota в нужное время и в нужном месте.

Насколько, на ваш взгляд, велик тот сегмент, на который вы ориентируетесь? В процентах от общего количества пользователей.

— Мы планируем за 5 лет достичь базы в 10 млн абонентов.

А по поводу роста выручки что скажете?

— Давайте посмотрим, какие сегменты на российском рынке растут в плане выручки. Сегмент передачи данных. Правильно работать в растущем сегменте. Инвесторы, которые вкладывают в стартапы, дают деньги растущим бизнесам, даже если они маленькие. А в падающие большие уже не инвестируют. Поэтому мы решили не изобретать велосипед, учитывая то, что мы имеем ряд ноу–хау как технологических, так и в бизнес–процессах. Под технологическим я имею в виду наше умение работать с трафиком. Никто больше не предоставляет модем с безлимитным Интернетом, везде какой–то ограниченный объем. Плюс мы стараемся сделать процесс обслуживания более удобным для аудитории и одновременно более дешевым.
И еще, например, мы сделали то, чего никто не сделал до нас, — трехформатную sim–карту. Это стандартная sim, микро–sim и нано–sim в одной. Можно выломать любой форм–фактор, который сейчас существует на рынке. Не нужно использовать ножницы и другие инструменты. Что это означает для клиента, поменявшего телефон? Наши партнеры по рынку предложат ему прогуляться до офиса оператора либо использовать ножницы. Во втором случае, если все пройдет не очень хорошо, ему все равно придется прогуляться до офиса, отстоять там очередь, потратить время, нагрузить все службы компании, получить новую SIM–карту.

Это, прямо скажем, не самая большая проблема операторов.

— Вы просто не в курсе деталей. Когда вышел iPhone новой модели, массовый поход владельцев iPhone в офисы операторов был обеспечен. Это, разумеется, стоит денег. И, естественно, эти деньги перекладывают на клиента, потому что все компании — акционерные общества, они должны приносить прибыль своим акционерам. Мы решили, что нашему клиенту совершенно нет смысла тратить время на офлайн–посещение. Хотя решение лежит на поверхности, никто почему–то этого не сделал. И в ряде таких нюансов мы считаем, что будем интересны сегменту продвинутых пользователей. Для нас основной сервис — Интернет, а голосовой сервис — дополнительные услуги. У всех операторов, которые выросли из голосового бизнеса, все–таки услуги построены по другой модели. Мы же выросли из Интернета и стараемся продолжать работать именно в этом бизнесе.

"МегаФон" тоже делает ставку на свою технологическую составляющую и ориентируется на продвинутых пользователей, а вы — его "дочка".

— Так или иначе все сотовые операторы конкурируют за клиента, которому будут интересны наши услуги, я не вижу в этом никакой проблемы и уже отмечал, что такой опыт есть на крупных рынках. Если бы мы говорили про российский рынок 10 лет назад, где проникновение сильно меньше 100%, это решение было бы не совсем правильным: зачем вкладывать деньги в два бренда и так далее.
Мы сейчас говорим про высококонкурентный рынок, большой бренд работает на широкую аудиторию, и это правильно. Если он будет работать на более узкую, он потеряет фокус в каком–нибудь другом сегменте. С помощью другого бренда можно укрепить позиции группы в растущем сегменте передачи данных, это банальная логика.

Последние 2 года Yota себя ярко не проявляла. О ней подзабыли. Сколько денег и сил уйдет на восстановление бренда?

— Yota — компания, продукт которой продает себя сам. Я работаю в Yota недавно, не 2 года, но я клиент Yota уже несколько лет. Если вы заметили, Yota никогда не продавала модемы за 1 рубль, не раздавала их. Тем не менее база клиентов неуклонно растет, и клиенты лояльны.

Как база выросла за последний год?

— Можно обратиться к открытым источникам, мы называем некоторые цифры. Вот вы говорите, что 2 года Yota громко о себе не заявляла, — это не значит, что Yota не росла!
Возможно, маркетинговая активность была снижена, но у Yota есть свое ноу–хау в ретейле.
Yota обладает не такой большой розничной сетью, как другие игроки рынка, но наша модель успешна, и наше небольшое количество точек — очень небольшое, в десятки раз меньше, чем у конкурентов, — дает сопоставимое количество продаж модемов.

Учитывая то, что "МегаФон" консолидирует ваши показатели как дочерней компании, мы так и не узнаем, достигли вы роста выручки, о котором говорили, или нет?

— Может быть, и узнаете.
 
 

Биография

Анатолий Сморгонский

> Родился в 1979 году. Окончил физический факультет Воронежского государственного университета. Имеет диплом в области финансов и диплом MBA Академии народного хозяйства при правительстве РФ.
> В телекоммуникациях более 13 лет. Работал в компаниях "ВымпелКом", "Связной", Tele2, "Ростелеком". Запускал продукт "Билайн ТВ". В декабре 2013 года стал заместителем гендиректора — директором по операциям компании Yota. С апреля 2014 года — гендиректор "Скартела".

 
 

 
 

О компании

"Скартел" (бренд Yota)

> Создана в 2007 году. Основатели — Сергей Адоньев, Альберт Авдолян, Денис Свердлов. Специализируется на скоростной передаче данных. Запустила первую сеть мобильного WiMAX (2008 год) и LTE (2011 год) в России.
> В 2008 году совладельцем компании стала ГК "Ростехнологии".
> В 2012 году создан холдинг Garsdale, объединяющий 100% акций "Скартела" и контрольный пакет "МегаФона".
> В 2013 году приобретена "МегаФоном" за $1,18 млрд без учета долга.