"Деловой Петербург". Дороги провалились

Автор фото: Яковлева Елена

Петербург впервые на год останется без текущего ремонта дорог, а дорожные строители — без работы и заказов на 3,5 млрд рублей, так как чиновники не смогли вовремя провести конкурсы. По мнению участников рынка, работы будут перенесены на 2015 год.

В этом году впервые петербургские дороги останутся без текущего ремонта, а дорожно–строительные организации — без 3,5 млрд рублей, что составляет примерно 25% от всего госзаказа на ремонт, реконструкцию и строительство объектов транспортной инфраструктуры Петербурга.
Уже более полугода комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), возглавляемый Анатолием Мишановым, не может выбрать подрядчиков для ремонта городских магистралей. Это происходит из–за того, что дорожно–строительные организации, приходящие на конкурсы, жалуются на условия их проведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и она выдает предписание привести документацию в соответствие законодательству и провести конкурс заново.
В результате, по мнению участников рынка, итоги конкурса могут быть подведены только осенью, и тогда ремонтные работы придется переносить на 2015 год, так как зимой ремонтировать дороги невозможно.

По новым правилам

Первые 14 конкурсов (общей стоимостью 3,5 млрд рублей) на ремонт дорог в этом году в 18 районах города КРТИ объявил в ночь на 31 декабря прошлого года, пока не вступил в силу новый закон о госзакупках, чтобы проще и быстрее провести конкурсные процедуры. Но сразу же после публикации аукционной документации в Управление ФАС по Петербургу поступили жалобы от ООО "Спецстрой" и ОАО "ГСК".
Со слов источника в компании "ГСК", подготовить заявку на участие в конкурсе было невозможно, так как документация, размещенная на сайте госзакупок, была неполной — в ней не были указаны конкретные требования к участникам, касающиеся, в частности, опыта работы, технического оснащения.
"Полный перечень требований появился за несколько дней до подведения итогов, когда уже было невозможно подготовить полноценную заявку", — пояснили в "ГСК". А компания "Спецстрой", входящая в группу компаний "Фортум" Артура Данчарова, в своей жалобе указывала, что документация не соответствует законодательству РФ.
По обращениям бизнесменов антимонопольная служба заставила Смольный отменить все конкурсы и провести их заново. Однако заново большую их часть (8 из 14) чиновникам пришлось объявлять по новому закону о госзакупках (44–ФЗ). Под его действие попали лоты стоимостью свыше 200 млн рублей.
По 44–ФЗ отбор подрядчиков занимает не один месяц, отмечают участники рынка, так как новый закон предполагает предквалификационный отбор, который длится не менее месяца. Затем еще пару–тройку месяцев может занять процесс торгов, на которых выберут победителя, предложившего минимальную цену. Оставшиеся менее дорогостящие шесть лотов решено разыграть по старому 94–ФЗ.
По оценкам экспертов, итоги конкурсов в лучшем случае могут быть подведены к концу лета, а в худшем — еще позже, если на конкурсы поступят новые жалобы.
Пока события развиваются по второму, пессимистическому сценарию. На этой неделе подрядчики начали подавать заявки на участие в конкурсах, а вместе с ними и жалобы в ФАС. Так, ООО "Феникс", входящее в холдинговую компанию "Фортум", уже пытается отменить конкурсы через петербургское УФАС.
По мнению главы "Фортума" Артура Данчарова, форма открытого конкурса вместо аукциона выбрана незаконно, а критерии отбора субъективны. Например, 40% баллов начисляется за то, что потенциальный подрядчик обязуется выполнить работы в соотвествии с графиком, предложенным заказчиком.
"Оценка по данному критерию ведет к раздаче объектов без учета опыта работы претендентов. "Правильные" графики будут у "правильных" компаний — ЗАО "БУЕР", ЗАО "АБЗ–Дорстрой", ЗАО "ВАД", ООО "Инждорстрой", ЗАО "Трест", — перечисляет Артур Данчаров. При этом он отмечает, что после победы в конкурсе подрядчик может легко согласовать с заказчиком изменения в графике и сроки работ удлинятся, обычно так и происходит.
Представители упомянутых компаний вчера отказались комментировать сложившуюся ситуацию, ссылаясь на нежелание портить отношения с КРТИ.

На следующий год

Если КРТИ не сможет выбрать компании для дорожных работ до конца лета, текущий ремонт дорог может перенестись на 2015 год, прогнозирует Кирилл Иванов, гендиректор ассоциации "Дормост".
"Не нужно забывать также, что после выбора подрядчиков могут возникнуть сложности с получением ордеров, разрешений на работы в Государственной административно–технической инспекции (ГАТИ), а их могут выдавать до полугода", — добавил эксперт.
В ГАТИ сообщили, что текущий ремонт, замена верхнего слоя асфальта, проводится в городе ежегодно и в этом году КРТИ только в апреле подал 402 заявки. Хотя обычно заявки подаются несколько раньше, чтобы в мае провести большую часть работ, отметили в ГАТИ. А в КРТИ заявили, что все же рассчитывают успеть выполнить большую часть работ в этом году.

Конкурс для своих

Проблемы с освоением бюджетных средств на текущий ремонт дорог возникают в Петербурге не впервые. В 2013 году Дмитрий Буренин, который тогда возглавлял КРТИ, отменил конкурсы на текущий ремонт дорог общей стоимостью 5 млрд рублей. Он объяснил свое непредсказуемое поведение тем, что его предшественник составил конкурсную документацию с нарушениями. После того как они были устранены, конкурсы объявили заново, правда, общая сумма сократилась до 3,5 млрд рублей.
Возможно, это новый способ экономить бюджетные средства, ведь дефицит городской казны в этом году рекордный — 59 млрд рублей, предполагают некоторые участники рынка.
"Бюджет должен исполняться. А об экономии нужно говорить по итогам конкурсов. Непроведенные конкурсы показывают, что в дорожной отрасли ситуация тревожная", — сказал "ДП" Алексей Макаров, депутат ЗС Петербурга.
Также дорожные строители отмечают, что каждый новый руководитель КРТИ отменяет конкурсы, поскольку его предшественник работал с одними подрядчиками, а у нового руководителя есть свои дружественные компании.
По мнению Юрия Агафонова, гендиректора "Альянса строителей и поставщиков дорожного комплекса", всем дорогам в Петербурге, возможно, и не требуется столь срочный текущий ремонт. Но, в то же время, задержки с проведением данного конкурса на 3,5 млрд рублей могут обернуться серьезными проблемами. "Ремонт требуется, и в большом колличестве. Нужно ремонтировать около 6 млн м2 в год, чтобы дороги сохранялись в нормальном состоянии. Из-за переноса этого тендера работы не идут. Одно из его условий - до 1 сентября выполнить весь ремонт. Если подрядчики будут исполнять это требование, им придется вести ремонт одновременно на всех участках, и это приведет к транспортному коллапсу", - отметил Юрий Агафонов.
Из–за того, что дорожники до сих пор не получили авансов, они вынуждены сокращать расходы и уже отказываются от планов по расширению и обновлению парка строительной техники.
Недостаточное финансирование строительной отрасли, отсутствие значительного объема работ по сравнению с прошлыми годами привели к тому, что наши клиенты отмечают исключительно высокую долговую нагрузку: многие дорожники имеют большую дебиторскую задолженность, которая не позволяет им рассчитаться с поставщиками, обновить парк техники. Поставщики имеют такую же "дебиторку". А все упирается в конечном счете в неиспользованные бюджетные средства.
Юрий Праушкин
гендиректор ООО "Лонмади" Санкт–Петербург" (торгует дорожной техникой JCB)
Серые конкурсы ведут к удорожанию работ и к снижению их качества. В результате мы видим постоянные ремонты дорог на одних и тех же участках. На сегодня текущие ремонты необходимо было уже закончить. Вот–вот начнется туристический сезон. На мой взгляд, нужно проводить действенные антикоррупционные, антимонопольные реформы, развязывать руки ФАС. Как результат, конкурс в кратчайшие сроки выигрывала бы компания, готовая за разумные деньги и в срок произвести качественный ремонт дорог, давая гарантию на годы.
Светлана Сиражева
Коммерческий Менеджер Петербургского Филиала Fm Logistic