"Аэрофлот" отозвал свои рейсы на семь направлений - 40 рейсов в неделю - из Петербурга в Германию и на Украину. В компании поясняют, что отзыв не скажется на пассажирах, поскольку эти перелеты выполняет их дочерний авиаперевозчик "Россия". До сих пор у "Аэрофлота" и "России" действовали одни и те же допуски на перелеты из Петербурга.
ОАО "
Аэрофлот – российские авиалинии
" отозвало у Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация, подведомственно Министерству транспорта РФ) свои допуски на несколько регулярных рейсов из Петербурга. Речь идет о перелетах из Пулково в Берлин, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Киев и Одессу. Документы об отзыве можно посмотреть на сайте Росавиации. Судя по ним, допуски на перелеты в Европу перестанут действовать с 8 сентября, а на внутренние перелеты уже перестали действовать 10 мая. Компания и раньше не совершала перелеты по этим допускам, а выполняла рейсы ее "дочка", авиакомпания "Россия" по таким же своим собственным допускам.
В Гамбург, Дюссельдорф и Мюнхен "Аэрофлот" мог совершать вылеты 4 раза в неделю, значится в документах на сайте Росавиации. В Берлин, Франкфурт-на-Майне, Одессу и Киев самолеты "Аэрофлота" могли вылетать из петербургского аэропорта ежедневно. Но фактически сам перевозчик не использовал эту возможность. Билеты на эти рейсы пассажиры покупали на сайте "Аэрофлота", но это лишь потому, что компания продает билеты всех своих дочерних компаний через единую систему.
Также свой допуск на ежедневные рейсы между Петербургом и Симферополем отозвало ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр". "Потенциал направления в Крым сейчас может быть переоценен. Этим летом многие полетели туда, но это не значит, что тенденция сохранится", — сказал на этой неделе dp.ru Денис Шкабара, старший вице-президент по коммерческой деятельности "ЮТэйр". В авиакомпании решили для начала изучить пассажиропоток в крымском направлении. К слову, в этом сезоне авиабилеты в Крым действительно пользуются особенно большим спросом. Например, за одну ночь разошлись дешевые билеты на месяц вперед, которые продавал новый лоукостер "Добролет", дочерняя компания "Аэрофлота".
Тем временем, в блогах уже развернулось обсуждение, нужно ли сдавать билеты на отозванные рейсы "Аэрофлота"? Блогеры обсуждают, вернут ли при этом деньги, и где можно будет оперативно купить такие же билеты. Например, "Аэрофлот" предлагает прямые перелеты из Петербурга в Гамбург и обратно за 11 тыс. рублей с человека, и такие билеты сейчас раскупаются уже на август. Услышав новости об отзыве допусков, пассажиры решили, что рейсы отменяются.
Но в "Аэрофлоте" dp.ru заверили, что отзыв допусков никак не скажется на пассажирах, которые уже приобрели авиабилеты в Германию и на Украину. Все запланированные рейсы состоятся. Отказаться от украинских допусков решили, поскольку почти не используют их, уточнили в авиакомпании. Это портит статистику перевозчика и может помешать в получении допусков по другим направлениям в будущем. Такой же была и причина отказа от полетов в Германию. Фактически, рейсы не отменяются, а лишь изменился порядок работы при организации перелетов.
На фото: Пресс-тур в аэропорту Пулково
Для выдачи допуска Росавиация изучает разные показатели авиакомпании: ее опыт, количество перелетов, уровень безопасности, пунктуальность при вылетах и перспективы работы в том или ином направлении. Допуски отзывают у авиакомпаний, которые их не используют. Сами авиаперевозчики тоже могут отказаться от допусков, если теряют интерес к направлению (например, самолеты не заполняются, и оно перестает быть прибыльным). Часто выдача допусков — это рутинная процедура.
Но иногда этот процесс становится и причиной скандала. Так, например, несколько лет назад Росавиация отозвала допуски на чартерные перелеты "Трансаэро". Компания понесла убытки и доказала в суде, что исключение было незаконным. В результате допуски восстановили, а эксперты еще долго обсуждали, зачем Росавиации был нужен этот отзыв. Было два основных варианта: чтобы поддержать монополию "Аэрофлота" на ряде международных направлений или чтобы просто умерить аппетиты "Трансаэро", которое тогда активно расширяло сеть своих перелетов.
Самым обсуждаемым критерием допуска в последнее время была аффилированность. При рассмотрении запросов компаний предлагалось учитывать их бизнес-связи. Например, комиссия Росавиации изучала бы запросы "Добролета" с учетом того, что это дочерняя компания "Аэрофлота". И если бы "Аэрофлот" имел много допусков на перелеты между Москвой и Симферополем, но использовал бы лишь часть из них, "Добролет" не получил бы свои допуски на перелеты в этот город, или получил бы их в небольшом количестве. Но в итоге аффилированность не стали учитывать при выдаче допусков, и теперь группа компаний может фактически монополизировать рынок перелетов в каком-либо направлении.