Дмитрий Циликин, театральный критик Все статьи автора
23 мая 2014, 17:16 259

"Выходной Петербург". Самый большой, самый важный

Фото: Яндолин Роман

XXII фестиваль "Звезды белых ночей"

Деятельность Валерия Гергиева, и в частности его главный фестиваль, давно и справедливо принято уподоблять бурному потоку. Который с постройкой Концертного зала разделился на два рукава, а в прошлом году, когда открыли еще и Мариинку–2, "Звезды белых ночей" вообще превратились в море разливанное. Нынче с 28 мая по 31 июля на трех площадках пройдет более 200 спектаклей и концертов.

Открывается фестиваль премьерой "Троянцев" Берлиоза в постановке Яниса Коккоса. В 2009 году в Мариинском театре эту гигантскую оперу уже делала испанская группа "Ла фура дельс Баус", зрелище вышло помпезное, технически навороченное (одних только ноутбуков было задействовано несколько десятков: интересно, куда они делись?) и художественно бессмысленное. И Коккос, работающий во Франции режиссер и художник греческого происхождения, на этой сцене тоже потрудился — в прошлом году выпустил "Дон Кихота" Массне. Спектакль получился довольно посредственным, что не помешало Коккосу теперь обратиться к эпопее про войну греков и троянцев.

Война русских и французов — сюжет оперы Прокофьева. "Войну и мир" в 2000 году Андрей Кончаловский здесь трактовал как беспощадную развесистую клюкву. Теперь пришел черед новой версии — над ней работает маститый англичанин Грэм Вик, пару лет назад поставивший в Мариинском театре актуализированного острополитического "Бориса Годунова". Премьера 15 июля.

Гвоздем прошлогоднего фестиваля стал "Левша" Родиона Щедрина, покажут его и сейчас (27 июня), а прежде, 22 июня, в концертном исполнении представят еще одну щедринскую оперу — "Боярыню Морозову".

Хореографию Ханса ван Манена на мариинскую сцену вынесла Ульяна Лопаткина: некогда она станцевала номер голландского классика в гала–концерте. Теперь пришла пора целого вечера ван Манена: 15 июня предъявят аж четыре его одноактных сочинения. А Лопаткина обновит свой репертуар хореографией другого мэтра — Фредерика Аштона (чья "Сильвия" — последняя премьера Мариинского балета), его мелодраму "Маргарита и Арман" (сочиненную в 1963 году для Нуреева и Марго Фонтейн) дают 8 июля.

Из приезжающих коллективов наибольший интерес представляют балетная труппа Глазго — она привозит "Шотландский перепляс": знаменитый и очень талантливый озорник Метью Боурн, прославившийся гей–"Лебединым озером", перелицевал на шотландский лад "Сильфиду" (18, 19 июня); и Les Arts Florissants — авторитетнейший французский барочный оркестр (27 июня).

Солисты–гастролеры — большей частью завсегдатаи фестиваля: от Рудольфа Бухбиндера до Дениса Мацуева, от Вадима Репина до Леонидаса Кавакоса; Давид Герингас, Кристиан Блэкшоу, Алексей Володин и др.

Событием обещает стать приезд американского дирижера Джеймса Конлона: он давно у нас не был, за пульт Мариинского оркестра давно не вставал приглашенный маэстро такого класса, а это случится 26 и 28 июня на "Макбете", в котором, кроме того, примет участие отличная певица Татьяна Сержан. На следующий день Конлон приобщит слушателей к своему давнему проекту: он пропагандирует музыку композиторов — жертв фашизма, для петербургского концерта выбран Александр Цемлинский (в компании с Моцартом). Еще один известный дирижер — Пааво Ярви 11 июня представит монографический вечер Малера.

Певцы — тоже почти все старые знакомцы. В родной дом возвращаются Ольга Бородина, Василий Герелло, Евгений Никитин, будут и полюбившийся нашей публике драматический тенор рижанин Александр Антоненко ("Отелло" 2 июня), и Ферруччо Фурланетто — на сей раз он не только 24 и 25 июня споет коронного Дон Кихота, но и Гремина — 4 июля.

Хотя некоторые голоса только предстоит услышать живьем: интригуют выступления меццо Аниты Рачвелишвили (концерт 5 июля) и сопрано Оксаны Дыки ("Тоска" 6 июля) — у обеих певиц большая мировая карьера, в Петербурге они впервые. С Дыкой на сцену выйдут аргентинский тенор Марсело Альварес и итальянский баритон Габриэле Вивиани. Наконец, экзотический "Онегин" нас ждет 25 и 26 июля. Это совместная постановка с пекинским Национальным центром исполнительских искусств, на гастролях в Китае ее пели наши, а у нас споют китайцы.

Участие в фестивале драматических актеров расширилось до целого театра: МХТ порадует не новым, но задорным "Коньком–горбунком" в постановке Евгения Писарева с умопомрачительной Ириной Пеговой в роли Царь–девицы (10, 11 июня).

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама