Министр экономразвития РФ Алексей Улюкаев назвал стоимость содержания Крыма — до 200 млрд рублей ежегодно. Ради этого придется отказаться от других разрекламированных проектов — на все сразу денег нет.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев оценил объемы расходов федерального бюджета на Крым в 130-200 млрд рублей ежегодно. "От 130 млрд в 2014 году до 200 млрд в 2016-м и дальше — ежегодные затраты", — цитирует Улюкаева ИТАР-ТАСС. Ранее министр по делам Крыма Олег Савельев сообщил, что расходы на инфраструктуру Крыма могут составить до 900 млрд рублей в следующие шесть лет.
Улюкаев, чьи оценки примерно совпадают с савельевскими, оговорился, правда, что это все еще "очень грубо" и зависит от того, как считать, и какие целевые программы включать в расходы, а какие не включать. Это, конечно, самое важное, потому что именно от этого в итоге будет зависеть цифра, которую назовут публике, и эту цифру, наверное, как и в случае с Олимпиадой, постараются подобрать такую, чтобы не очень страшно делалось.
Даже двести миллиардов в год — это с каждого жителя получается меньше чем полторы тысячи рублей. Вполне, казалось бы, посильно. Но это включая детей, стариков и военнослужащих.
Правительство идет по другому пути. Ради Крыма власти откажутся от проектов строительства порта в Тамани и моста через Лену. Это даст экономию в 112 млрд рублей. Все равно немного не хватает, но все же. Порт в Тамани, пояснил Улюкаев, становится "неактуальным" в связи с тем, что в Крыму и так пять глубоководных портов. Правда, железной дороги к этим портам пока, можно сказать, нет (есть через Украину, но что-то подсказывает, что ей будут неохотно пользоваться), но ведь в планах железнодорожный мост через Керченский пролив.
Порт "Тамань" по перевалке аммиака, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов мощностью до 100 млн т некогда называли "этапом восстановления статуса великой морской державы", в 2007 году его упоминал в ежегодном послании Путин. Строительство продвигалось не очень быстро, но реализацию проекта еще в сентябре прошлого года президент поручил продолжить и завершить к 2020 году, на него собирались потратить 228 млрд рублей из Фонда национального благосостояния.
Что касается трехкилометрового моста через Лену общей стоимостью 64 млрд рублей, то его собирались построить южнее Якутска. Переправа — как автомобильная, так и железнодорожная — продлевала Амуро-Якутскую магистраль и связывала Якутск с Транссибом и БАМ. Мост позволил бы обеспечить круглогодичное сообщение между частями Якутии, где сейчас самые густонаселенные районы шесть месяцев в году не имеют постоянной связи с "материком", а это в свою очередь удорожает "северный завоз". Считалось, что он также "придаст импульс развития" всему Дальнему Востоку.
Интересно, что Якутия относится к Дальнему Востоку, а этот регион у нас тоже относится к территориям приоритетного развития. Как и в случае с Крымом, есть специальное министерство по развитию Дальнего Востока. Оно как раз подготовило проект ФЦП и список 23 проектов, для которых из федерального бюджета требуется 133 млрд рублей. Именно такой суммы и не хватило на Крым — сразу на две территории развития денег не хватает, раз пришлось урезать действующие проекты. Или Якутия, или Крым. Там тоже мост строить надо.
На следующий год в Крым тоже понадобится вкладывать деньги, так что стоит ждать отказа от еще каких-нибудь проектов. Одной высокоскоростной магистрали Москва-Казань на несколько лет хватит.