Референдум с неизвестным итогом

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Что делать с итогами "референдума" в Донецкой и Луганской областях, Владимир Путин еще не решил. Кремль в замешательстве - признавать акцию как настоящий плебисцит будет перебором, но и "нет" сказать неудобно.

"Референдум" в Донецкой и Луганской областях Украины прошел, и даже без особенных происшествий. Региональные власти по каким-то причинам не захотели или не смогли его свернуть, так что для организаторов все состоялось замечательно. Итогов, правда, нет - устроители в лице главы Центризбиркома "Донецкой народной республики" Романа Лягина объявили, что они появятся не скоро "из-за напряженной ситуации". А пока предлагается ориентироваться на предварительные результаты: явка в Донецкой области 74,87%, в Луганской - 81%, за самостоятельность в Донецкой - почти 90%, в Луганской вообще 96%.
То есть - результатов нет, но вы считайте, что все за отделение от Украины. Собственно, а что еще вы ожидали. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков передал, что российский президент сформирует свое отношение к "референдумам" "по их итогам", и каким будет это решение, "прогнозировать сложно". Раньше Путин рекомендовал отложить акцию, но его все-таки не послушали. Точнее, неожиданно решили наоборот перенести на день раньше. Чуть позже Кремль, видимо, не в силах молчать, сдержанно заявил, что "с уважением относится к волеизъявлению" и выразили надежду на то, что "практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска", с посредничеством "в том числе по линии ОБСЕ".
Путина можно понять - с юридической точки зрения это, конечно, был не референдум, а акция. Масштабная и неплохо организованная, но акция. Самопровозглашенные люди распечатали, по их собственным словам, бюллетени на четырех ризографах в актовом зале, на бумаге, просто взятой в том же зале, потратив на все про все какие-то 20 тысяч гривен (60 тысяч рублей). Бюллетеней при этом напечатали 3 млн 198 тысяч. В стандартной пачке бумаги А4 500 листов, то есть это 6400 пачек, 26 палет по 240 пачек в каждой, а одна такая палета весит 600 килограмм. Ну, допустим, в Донецке в каждой школе в актовом зале запасено по 15 тонн бумаги - на всякий случай, вдруг референдум завтра.
Еще Роман Лягин рассказывал про 1,5 тысячи сформированных избирательных комиссий. В реальности, по словам самих же организаторов, было 118 участков в Донецке, по данным СМИ - не более 80. В Мариуполе, например, всего четыре. Тут, правда, стоит вспомнить, что Роман Лягин - политтехнолог, еще при Ющенко занимавшийся созданием разного рода движений. В 2005 году он создал, например, движение "Мы", поддерживающее Партию регионов, и уверял в интервью, что только в Донецко-Макеевской агломерации в его рядах около 5 тысяч человек - побольше, чем во многих партиях. Через полгода Лягин ушел из "Мы", чтобы работать на мэра Донецка Александра Лукьянченко и поведал, что на самом деле  в движении было не более 10 человек. Таких "создателей движений" и в России несколько лет назад хватало.

Для Лягина "референдум" - очередная политтехнология. Кто формировал "избиркомы", кто в них вошел, неизвестно, голосовать можно было по несколько раз, урны стояли даже на улицах, никаких наблюдателей не было, работу участков разрешили продлевать до 22:00. В некоторых городах, например, в Артемовске, местные власти запретили "референдум", но все-таки в зданиях техникумов и ДК несколько помещений найти удалось. По поводу явки в течение дня показания расходились - то один представитель заявит, что она уже в районе 80%, то через час другой скажет, что 65%. Как подсчитали "Донецкие вести", при явке в 70% избиратели должны были проходить через участки со скоростью 8 секунд на человека. Это не говоря уже о сообщениях про задержанных граждан с тысячами заполненных бюллетеней. Неудивительно, что результатов нет, и даже нельзя поручиться, что их кто-то вообще в реальности все считал.  Даже функционеры "Единой России" пока не торопятся что-либо говорить про эти "референдумы", молчит и Владимир Чуров.
Это с одной стороны, с другой - смысл акции был вовсе не в легитимных показателях, а в декларации. Очереди к участкам были, и немалые, на этот счет имеется много фотографий. Можно посомневаться, сколько конкретно тысяч стояло в очередях, но все-таки они, очереди, имели место. Достаточно много людей реально пришли голосовать, и тем самым как бы придали фейку характер реального действия, хотя "очень много" - термин ненаучный, но сколько их было на самом деле, мы не знаем, не Лягину же верить, но явно тысячи. В самом деле, людям ведь никто не объяснял, что этот "референдум" объявлен непонятно кем (важное отличие от Крыма - в Крыму решения принимал официальный орган власти, Верховный совет), проводится без всяких правил, и подсчет голосов никто не контролирует. В понимании многих это был вполне настоящий плебисцит, мирное решение больного вопроса как альтернатива пугающим боевым действиям, перестрелкам и блок-постам.
И наверное, те, кто пришел и голосовал "за", на самом деле уверены, что сейчас действительно возникнет самостоятельная Донецкая народная республика, и что за это проголосовали 90%. Они будут удивлены, если этого не произойдет, и если Путин не признает их воли.
Хотя и ничего удивительного в этом не будет. Можно вспомнить об опыте создания, например, Уральской республики в России. В 1993 году за ее создание высказалось 84% жителей Свердловской области при явке в 67% - на официальном референдуме, республика была провозглашена Облсоветом и существовала почти полгода прежде чем была ликвидирована президентским указом. Конституция ее вступила в силу, но месяца не хватило до ее утверждения на референдуме.
В конце мая в Украине должны пройти президентские выборы, и интересно, каковы будут результаты в Донецкой и Луганской областях. По идее, если верить цифрам, около 80% жителей там не должны будут голосовать. Ведь если уж люди проголосовали за независимость, то в выборах президента чужой страны они не должны хотеть участвовать. Мешать выборам активисты ДНР, по их словам, не собираются.