Политический консалтинг

Из–за российско–украинского конфликта у публичных иностранных консультантов возникли проблемы с клиентами, которых коснулись крымские санкции.

Как стало известно "ДП", западные консультанты, работающие на местном рынке недвижимости, в апреле получили из своих иностранных головных офисов указания, с кем в России не следует иметь деловых отношений. В стоп–лист попали около 30 предприятий и конкретных персон российской политической элиты, которые владеют различными видами бизнеса. Это ОАО "РЖД" и его президент Владимир Якунин, предприниматель Геннадий Тимченко, "Газпром" и его глава Алексей Миллер, братья Аркадий и Борис Ротенберги, главный акционер банка "Россия" Юрий Ковальчук, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, управделами президента Владимир Кожин, глава "Роснефти" Игорь Сечин и другие. Консультантам предписано завершить заключенные контракты с фигурантами черного списка и новых не заключать.

План "Перехват"

По оценке АРИН, иностранные компании занимают 70% рынка консалтинга и оценки недвижимости. По данным Colliers International, оборот петербургского рынка — $30 млн в год, московского — $200 млн, 60% рынка консультирует "большая четверка": канадская Colliers International, Knight Frank (штаб–квартира в Лондоне) и американская Jones Lang LaSalle (JLL) и Maris |CBRE. Предписания черного списка действуют в отношении двух последних, которые являются публичными компаниями, сообщают участники рынка. В JLL и CBRE от комментариев на этот счет отказались. "В Петербурге зарегистрировано ООО "Марис Пропертиз" (Maris), которое является 100%-й российской компанией, не имеющей иностранного участия ни в капитале, ни в менеджменте. В 2006 году компания заключила договор о сотрудничестве с Лондонским офисом международной компании CBRE и с этого момента представляет интересы CBRE на территории Петербурга и Северо-Западного региона России. Никто кроме уполномоченных органов РФ, не вправе запретить российской компании работать с теми или иными юридическими или физическими лицами. Призываю коллег не политизировать ситуацию, а продолжать развивать рынок в честной конкурентной борьбе", - заявил гендиректор Maris Борис Мошенский.
По словам управляющего партнера Colliers International Николая Казанского, владельцы его компании уже поручили посмотреть, кого из клиентов JLL и CBRE можно перехватить.

Не афишируют

Фигуранты из стоп–листа присутствуют в портфелях заказов всех иностранных консультантов. Так, в списке Colliers International значатся "Газпром" и связанная с ним Fort Group.
Knight Frank — официальный консультант структур "Газпрома" в проектах "Лахта Центр" и элитного жилого комплекса на Крестовском острове в Петербурге.
В открытых источниках связей JLL и CBRE с участниками черного списка обнаружить не удалось. Но, как поясняют эксперты, среди публичных западных компаний не принято это афишировать. "Тем более сейчас, в сложной политической ситуации. Если кто–нибудь напишет в американской газете, что консультанты из этой страны обслуживают в России бизнес персон нон грата, это может обрушить их акции", — говорит Николай Казанский.

Бизнес, а не политика

Другие участники консалтингового рынка, головные офисы которых находятся в странах, осудивших аннексию Крыма, не ощущают серьезных изменений, связанных с нестабильностью отношений между Россией и Украиной. "У нас директив о запрете на работу с компаниями из черного списка нет — мы занимаемся бизнесом, а не политикой", — отмечает гендиректор East Real (штаб-квартира в Вене) Альберт Харченко.
"Никакого "черного списка", содержащего наименования компаний, получивших статус персоны нон грата за рубежом, мы не получали. Наша компания является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ. Альянс с крупной международной компанией не ограничивает наши возможности работы с отечественными или зарубежными контрагентами. Последних в нашем портфеле около 30%", - говорит Людмила Рева, директор компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate (штаб-квартира компании находится в Париже).
Российские консультанты тоже сохраняют спокойствие, отмечает председатель совета директоров компании "АРИН" Андрей Тетыш. "Было бы неплохо, если бы иностранные компании, работающие в России, откровенно высказали свою позицию и рассказали, что они думают на этот счет. Они за и считают Россию агрессором?" — добавляет он. Управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев говорит, что в его практике был только один политический казус: "В марте был приостановлен тендер по поиску арендного жилья для сотрудников американских компаний, где мы участвовали".
Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента Управления активами российско-американской компании NAI Becar заявила, что за последние годы уровень доверия к консалтинговым компаниям в России стал снижаться, отношение стало более скептическим. "Конечно, в этом виноваты и сами консультанты, которые слишком часто подходят к решению задач формально или пишут слишком много неконкретных вещей", – говорит она.
Но не исключено, что в среднесрочной перспективе все консультанты почувствуют отток зарубежных клиентов. В NAI Becar отмечают, что иностранные инвесторы на зарубежных рынках предпочитают работать с консультантами–соотечественниками. По данным NAI Becar, в I квартале объем иностранных инвестиций в петербургскую недвижимость резко упал и к концу года может составить 10 – 20% от всех инвестиций в отрасль против 40% в декабре 2013–го. Можно предположить, что значительно сократятся и портфели консалтинговых фирм.