Госдума собралась принимать заявление "О политических репрессиях на Украине". Прочтение проекта текста оставляет в недоумении – в России не допускается то, что по мнению депутатов должно иметь место у соседей. Но главный тезис документа – в отказе признавать Украину как государство.
Проект заявления "О политических репрессиях" подготовила фракция "Справедливая Россия" во главе с Сергеем Мироновым. Совет Думы одобрил инициативу, и уже 4 апреля с утра парламентарии собираются принять документ.
Если думцы примут документ в том виде, в каком он предложен, ничего кроме удивления он не вызовет. Например, Госдума официально заявит, что "необоснованное преследование лидеров оппозиции, аресты политических деятелей по сомнительным основаниям являются для подлинно демократического общества неприемлемыми".
Такое заявление дословно мог бы принять например Конгресс США, или парламент любой другой страны, неважно, в отношении России. Но у нас, как известно, политических заключенных официально нет. У нас всех задерживают за то, что переходили улицу на красный свет и ругались матом в общественном месте. Не за участие, а за конкретные нарушения, как говорил спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Даже тех, кто приходит митинговать за 31-ю статью Конституции о свободе собраний поголовно задерживают вовсе даже не за политику, а за неповиновение требованиям полицейских разойтись. Нет у нас в России ни преследования лидеров оппозиции, ни их арестов — Навальный-то сидит опять же не за это, и основания его ареста совершенно не сомнительные.
"Народные губернаторы" Донецка и Луганска, которых приводят в пример в заявлении, задержаны СБУ Украины за "действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или захват государственной власти". Все они захватывали или пытались захватить органы госвласти в регионах Украины. Если бы украинцы были похитрее и брали пример с соседей, они бы, конечно, арестовали их за неуплату налогов или алиментов.
ФСБ РФ в свое время завела дело по аналогичной статье УК РФ, расследуя беспорядки на Болотной площади. По "болотному делу", как известно, сидят два десятка человек. Справороссы во главе с тем же Сергеем Мироновым тогда публично прицепили на пиджаки белые ленты — символ несогласных — прямо в зале заседаний Госдумы. И позже он предлагал амнистировать осужденных по этому делу активистов. То есть как ни странно в определенном смысле Миронов последователен. Гораздо смешнее будет, если за его заявление проголосуют единороссы. "Руководители правоохранительных органов, осуществляющие политические репрессии, должны быть привлечены к уголовной ответственности, а все незаконно преследуемые лидеры народного протеста должны быть освобождены", — скажут они, подмигнув Алексею Навальному.
Впрочем, главный смысл заявления в другом. Понятно, что дело не в том, кто по каким статьям арестован, а в том, кто считается "нашим", а кто нет. Начинается оно с провозглашения того, что в условиях, когда "властью сознательно и повсеместно ограничиваются свобода собраний, свобода выражения мнений по политическим вопросам, свобода средств массовой информации", "проведение демократических процедур, связанных с формированием государственных органов власти, представляется невозможным".
Другими словами, Госдума дает понять, что выборы президента Украины, намеченные на 25 мая, легитимными считать не собирается. О том же самом заявил накануне президент Украины в изгнании Виктор Янукович. От легитимности выборов будет зависеть то, на каком языке Москва будет разговаривать с Киевом, об этом еще в начале марта говорил Владимир Путин: "Все наши торгово-экономические и другие, гуманитарные связи можно будет развивать в полноценном формате только после того, как нормализуется ситуация и пройдут выборы президента". А ситуация в глазах российских властей не нормализуется. Российский МИД настаивает на федерализации Украины, киевские власти отказываются от этого плана.
Если Кремль не признает президентские выборы в Украине, он оставит ситуацию в подвешенном состоянии, и в любой момент сможет войти на Юго-Восток Украины по "крымскому сценарию". Госдума на всякий случай заранее объясняет, почему это произойдет.