Как посчитать мигрантов

Автор фото: Сергей Коньков

Парламент Петербурга предложил повысить налоги для компаний, у которых более трети штата – мигранты. Эксперты сомневаются, что эта идея осуществима на практике. Выяснить, сколько у кого мигрантов, будет не так-то просто.

30 из 50 депутатов ЗакСа поддержали инициативу Виталия Милонова о повышении налогов для работодателей, которые нанимают в штат более 30% неквалифицированных мигрантов, то есть приезжих без специализированного образования и опыта работы. Против проголосовали 13 человек.
Сейчас ставка налога на прибыль в России составляет 20%. По задумке Милонова, она будет повышена на 10%, то есть возрастет до 30%, если компания возьмет в штат более 30% неквалифицированных сотрудников. При этом 2% будут перечисляться в федеральный бюджет, 18% — в бюджет региона, и новые 10% — в бюджет города, в котором зарегистрирован налогоплательщик.
Законопроект, одобренный во втором чтении, рассмотрят теперь на федеральном уровне. Если его одобрит Госдума, то новые правила могут вступить в силу не только в Петербурге, но и на территории всей России.

Азиаты и белорусы

"Под этот закон, прежде всего, попадут клининговые фирмы, строительные компании, торговля и жилкомсервисы. Если мы откажемся от неквалифицированного труда приезжих, то не получим какого-то качественного ущерба для экономики и компенсируем финансовые потери. Ведь средства, извлекаемые мигрантами, не возвращаются в российскую экономику. Это ослабляет бизнес. Хотя, есть и еще одна проблема: русский народ ленится и хочет работать только за большие деньги, но это уже совсем другая история", — прокомментировал dp.ru свой законопроект Виталий Милонов. По его мысли, налоговые дифференциации подтолкнут работодателей к пересмотру своей рекрутинговой политики.    
В клининговых компаниях dp.ru подтвердили: 99,9% работников — приезжие. Но речь идет, в основном, об украинцах и белорусах. "Гости из Средней Азии составляют небольшой процент. Сейчас 80% клиентов, как физлиц, так и юрлиц, просят, чтобы к ним направляли бригады, состоящие из славян. К тому же, скажу по своему семилетнему опыту работы, азиаты не понимают, как работать со сложными химикатами и кислотными веществами. Доверять им эту работу опасно. Они трудятся, в основном, на так называемой "поддерживающей уборке", то есть в торговых центрах, магазинах, банках", — пояснил dp.ru Владимир Пищик, директор по развитию клининговой компании "I Чистый Дом".
Но и азиатов, и украинцев, и белорусов оформляют, как правило, не в штат компании, а через рекрутинговые компании или по подрядному договору, а часто они и вовсе получают зарплату в конвертах. "Мы привлекаем мигрантов только в крайних случаях. В целом же на клининговом рынке максимум 30% компаний попадут под закон Милонова. Сегодня наблюдается такая тенденция: клиент готов переплатить, лишь бы ему прислали местного работника," — отметил в беседе с dp.ru Эдуард Сакаев, генеральный директор клининговой компании Brilliant Group.
В жилкомсервисах и управляющих компаниях, напротив, не признают, что привлекают мигрантов к работе. Так, в УК "ПромИнвест" (обслуживает жилкомсервисы №1 Красногвардейского района, №1 Кировского района и №2 Центрального района) dp.ru заверили, что трудовых мигрантов на работу не берут. "Все наши работники — от дворников до административного отдела — в штате, оформлены по Трудовому Кодексу, работают в соответствии с законодательством РФ", — сказали в компании.

Новый закон — новые хитрости  

Официально в 63% российских компаний иностранная рабочая сила из СНГ вообще не используется, по данным HeadHunter. "Но 37% нанимают мигрантов из-за нехватки кадров. Например, в строительстве в Петербурге на одну открытую вакансию приходится менее двух резюме. Чаще всего мигрантам предлагают работать строителями или водителями, нанимают в сферу ЖКХ, нередко нанимают продавцами, работниками автомойки, комплектовщиками, привлекают и для работы в сельском хозяйстве", — рассказала dp.ru Юлия Сахарова, директор "HeadHunter Северо-Запад".
Более половины работодателей ищут мигрантов для найма на работу через знакомых, то есть взаимодействуют с ними напрямую. Услугами кадровых агентств для этих целей пользуется лишь 8% российских работодателей.
"Возможно, в случае принятия закона Милонова, компании, официально имеющие в штате более 30% мигрантов, для экономии затрат будут изобретать обходные пути. Например, они начнут открывать дополнительные юрлица и переводить мигрантов в их штат, чтобы не превысить порог в 30% от штатной численности. Также может быть использован номинальный прием в штат российских граждан, по трудовым договорам которых будут работать мигранты", — отметила Юлия Сахарова.

Неуловимые работодатели

Законопроект Милонова согласовывали с налоговой службой и комитетом по финансам. Однако, как выяснил dp.ru, специалистам УФМС по Петербургу и Ленобласти документ показывать не стали. Милонов считает, что закон и без этого сможет успешно работать. В петербургском отделении УФМС dp.ru сказали, что ведомство ведет учет внешнетрудовой миграции как таковой. Но в ведомстве сомневаются, что смогут предоставить информацию о том, какой процент мигранты составляют от общего числа сотрудников той или иной компании. Чтобы уточнить эту информацию и сообщить ее редакции, УФМС понадобится не меньше недели. Более того, о законопроекте Милонова в УФМС услышали впервые от корреспондента dp.ru.
Вероятно, информацию о проценте мигрантов в налоговые органы будет подавать сам работодатель. За сообщение ложных сведений его смогут оштрафовать. Но такое нововведение, вероятно, только станет причиной дополнительной бумажной волокиты. При этом Милонов предлагает говорить о показателях за год. То есть процент неквалифицированных мигрантов будет высчитываться только раз в год.
"С точки зрения статистического учета этот законопроект требует ужесточения законодательства. Например, если не будет работать норма о том, что мигрант не может вернуться в Россию в течение трех месяцев, если у него не было соответствующего разрешения на работу, то и эта инициатива не будет работать. Вообще, на мой взгляд, надо запретить какую-либо иностранную рабочую силу в России полностью", — сказал dp.ru депутат ЗакСа Алексей Ковалев.

Дорогостоящие мигранты

В то же время Минтруд выпустил три приказа, которые облегчили для работодателей привлечение иностранных рабочих. Теперь квоты на них будут выдаваться в течение всего года. До сих пор заявку на квоты можно было подать только раз в год.
В Петербург ежегодно въезжает 200-300 тыс. мигрантов, по данным комитета миграционного контроля Петербурга. Среди зарегистрированных мигрантов город лидирует в России и даже обгоняет Москву. Проживает в Петербурге около 500 тыс. мигрантов. Такие цифры в прошлом году называла Наталья Денисенко, руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов. Квота по найму мигрантов на работу в этом году в Петербурге составила 136 тыс. рабочих мест, на 13% меньше, чем в 2013 г. В рамках квоты больше всего мест для мигрантов предусмотрено в сфере строительства, ЖКХ, транспорта и связи, а также в торговле.
Средняя зарплата мигранта в Петербурге, по мнению ряда экспертов, колеблется в районе 10 тыс. рублей, а квалифицированные работники при этом составляют лишь 10% от всех нанятых мигрантов. Таким образом, городские работодатели потратят в 2014 г. более 16 млрд рублей на зарплаты привлеченных мигрантов, из них около 14,5 млрд рублей уйдут на зарплаты неквалифицированных мигрантов.   

Какие еще "миграционные налоги" за последний год предлагали законодатели:

Апрель 2013 г. Алексей Журавлев и Сергей Жигарев предложили сажать в тюрьму работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов. Законодатели не восприняли предложение всерьез.
Июнь 2013 г. Власти Москвы предложили взымать с работодателей 1 тыс. рублей в месяц за каждого нанятого мигранта. Собранные средства направят в специальный фонд на обучение мигрантов русскому языку и их срочное лечение. Готовится соответствующий законопроект.
Август 2013 г. Депутаты от ЛДПР Ярослав Нилов и Игорь Лебедев предложили переложить оплату депортации мигранта на плечи работодателя, у которого он был замечен в качестве нелегала. Запланировано рассмотрение законопроекта в Госдуме.
Сентябрь 2013 г. Член фракции "Единая Россия" Алексей Журавлев и депутат ЛДПР Сергей Жигарев предложил принимать детей мигрантов в детские сады и школы, только если их родители прилагают документ о том, что являются российскими налогоплательщиками. Законопроект запланирован для рассмотрения в Госдуме. Общественная палата назвала его неконституционным.
Октябрь 2013 г. Мэр Москвы Сергей Собянин предложил обязать работодателей компенсировать дополнительные расходы, которые город несет на содержание мигрантов. Законопроект принят в первом чтении.
Декабрь 2013 г. Политик Владимир Жириновский предложил обложить налогами денежные переводы, которые делают мигранты из России, а также обязать приезжих женщин платить за роды в России, но ЛДПР воздержалась от внесения такого законопроекта в Госдуму.
Март 2014 г. Общественная палата рекомендовала ввести специальную поквартальную форму налогового учета 5-НДФЛ для мигрантов, но рекомендации не были приняты к сведению законодателями.
Январь 2014 г. Вступил в силу федеральный закон, по которому каждый иностранец, обращающийся за разрешением или патентом на работу, ставится на налоговый учет.