"Деловой Петербург". Антикризисная зона

Автор фото: Яндолин Роман

Участники автокластера Петербурга станут резидентами особой экономической зоны и получат преференции. Власти обещают поддержку на фоне кризиса в отрасли.

Как рассказал вчера на совещании в Петербурге директор департамента ОЭЗ Минэкономразвития Андрей Соколов, Госдума готовит поправки в федеральное законодательство, регулирующее работу особых экономических зон. Изменения вступят в силу осенью 2014 года. Автозаводы Петербурга и Ленобласти получат возможность стать резидентами ОЭЗ и воспользоваться соответствующими льготами (кроме льготы по страховым взносам). Преференции смогут получить и производители автокомпонентов, которые разместились на территориях автозаводов. Кроме того, поправки снимают ограничение по количеству площадок ОЭЗ в Петербурге (сейчас их три).
ОЭЗ технико–внедренческого типа, к которой относятся автопроизводители, действует на двух участках общей площадью 129,3 га ("Нойдорф" и "Новоорловская"). Резидентам предоставляются участки с полностью готовой инфраструктурой. Для них снижены и отменены некоторые налоги: страховые взносы с 34 до 14%, налог на прибыль — с 20 до 13,5%, инвестор освобожден от налога на имущество и землю, а также транспортного налога на 5 лет.
Кроме того, на территорию ОЭЗ можно ввозить с нулевой таможенной ставкой компоненты и материалы, а также производственное оборудование. После оформления собственности на построенный объект резидент получает возможность выкупа земельного участка по цене 25% от кадастровой стоимости. Экономия инвестора составляет до 30% от общей стоимости проекта, говорит глава филиала ОАО "ОЭЗ" в Петербурге Фарид Вердиев.
По такой схеме работают предприятия автопрома в Татарстане и Калининграде. До принятия поправок представители автозаводов не комментируют их. Но, например, заводу Nissan это будет выгодно. Гендиректор предприятия Дмитрий Михайлов ранее заявлял, что ведет переговоры о размещении японских компаний–поставщиков на площадке завода в 65 га.
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей Игорь Коровкин отмечает, что включение площадок автозаводов в ОЭЗ, безусловно, эффективная мера поддержки. "Это привлечет дополнительные инвестиции в условиях сегодняшнего внешнеполитического давления", — говорит он.
В 2013 году авторынок упал на 5%, в 2014 году прогнозируют падение еще на 5%. Скачки курса валют привели к тому, что цены на импортные автокомпоненты выросли на 7–8%, так что производители вынуждены ускорить локализацию.
По данным аналитиков, уровень локализации в России у разных производств составляет от 30 до 45%. Кроме того, к 2018 году в рамках вступления России в ВТО снизятся таможенные пошлины на машины, и ввезти автомобиль будет дешевле, чем компоненты для сборки, уверены участники рынка.