"Деловой Петербург". Гаражный редевелопмент

Автор фото: Волков павел

Власти Петербурга в условиях дефицита земли под застройку начали атаку на гаражные кооперативы. В группе риска 14 тыс. гаражей. На их месте появятся новые социальные и коммерческие объекты.

КУГИ через суд выселяет около 3 тыс. гаражей, расположенных в Выборгском и Калининском районах. Всего за последние 5 лет в Петербурге снесли более 20 тыс. гаражей, на месте которых построили свои объекты такие компании, как "Главстрой СПб", "СТАРТ–Девелопмент" и другие. В ближайшие 2 года под снос могут попасть еще 14 тыс. гаражей. Эксперты указывают на то, что чиновники идут по пути наименьшего сопротивления — ликвидировать гаражную стоянку проще и дешевле, чем выводить из города промышленные предприятия.

Два прецедента

В начале марта судебные приставы сообщили о предстоящем сносе более 500 гаражей на участке 2,4 га на Северном пр. Параллельно с этим арбитраж Петербурга и Ленобласти удовлетворил четыре иска комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) к выборгскому отделению Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) о выселении последнего с территории площадью 8,4 га в районе Лиственной ул. и ул. Жака Дюкло. Договор аренды земли, примыкающей к Сосновскому лесопарку, у кооперативов истек. На границе парка находится около 3 тыс. гаражей.
"Мы признаем право комитета требовать эту землю, поскольку оно прописано в договоре. Но с компенсациями сплошная нервотрепка. Выделенных в прошлом году денег на всех не хватило. И хотя Смольный от выплат не отказывается, всячески затягивает этот процесс. Чиновники просят то одну справку, то другую", — говорит заместитель председателя петербургского отделения ВОА Владимир Первашов. В пресс–службе КУГИ пояснили, что участок на Северном пр. передадут компании "СТАРТ Калининский" (входит в группу "СТАРТ–Девелопмент" Захара Смушкина) под строительство торгового комплекса и детского образовательного центра.
"Решение арбитража о выселении гаражей с этой земли было принято еще в 2010 году. Сейчас готовится постановление города о передаче участка инвестору. Бывшие собственники гаражей смогут обратиться в КУГИ за компенсацией. Если часть гаражей при сносе удастся сохранить, город готов рассмотреть возможность заключения нового договора аренды с гаражным кооперативом", — сообщили в КУГИ. Представитель "СТАРТ–Девелопмент" сообщил, что собственникам гаражей на участке, предназначенном под застройку, разрешили временно перебазироваться на соседнее пятно, зарезервированное под строительсво ЗСД. "Его проектирование начнется через 1,5 года. Так что у людей есть время, чтобы разобраться с имуществом", — говорят в компании. А на освобожденной территории Выборгского района построят объекты социальной инфраструктуры. Заказчиком выступает комитет по строительству. Он же выплатит компенсации бывшим собственникам. "Там запланированы большая поликлиника, здание РУВД, два детсада на 220 мест каждый и школа на 1 тыс. учеников", — сообщили в КС.
Всего, по данным КУГИ, в бюджете города на 2014 год на выплаты компенсаций гражданам за гаражи предусмотрено 200 млн рублей. "Уже выплачены более 3,5 тыс. компенсаций. В работе еще порядка 1,5 тыс. заявлений, которые в ближайшее время будут удовлетворены", — уверяют в КУГИ. Источники "ДП" в Смольном утверждают, что КУГИ выселение гаражных кооперативов не форсирует, пока на то нет веских причин: акта о выборе в отношении участка или постановления правительства о предоставлении его инвестору.

Вторая волна

Кампанию по сносу гаражей в Петербурге начала 5 лет назад Валентина Матвиенко. При ней КУГИ выиграл основную массу исков против гаражных кооперативов. Их снос сопровождался громкими скандалами. Самый большой резонанс получил снос 14 тыс. гаражей около станции метро "Парнас" для нужд компании "Главстрой–СПб" (входит в "Базовый элемент" Олега Дерипаски), которая строит там жилой комплекс "Северная долина". Резонансным был и снос 1500 гаражей на Богатырском пр. под проект торгового комплекса упомянутой компании "СТАРТ–Девелопмент". Похожая судьба постигла гаражи на Ситцевой, Кубинской, Предпортовой и Гжатской ул. Многие из них снесли ради строительства КАД и ЗСД. Всего за 5 лет в городе зачистили 20 тыс. гаражей.
Пришедший в 2011 году на смену Валентине Матвиенко Георгий Полтавченко объявил мораторий на снос гаражей. Но уже в июне 2012 года глава КУГИ Мария Смирнова заявила, что к 2015 году в Петербурге может быть снесено около 14 тыс. гаражей: около 7 тыс. для бюджетного строительства и столько же для реализации инвестпроектов. И, видимо, как раз сейчас этот процесс пошел. Участники рынка считают, что город снова обратил внимание на землю под гаражами из–за острого дефицита участков под застройку.
Всего в Петербурге насчитывается более 400 гаражных кооперативов, которые занимают около 800 га земли. Эксперты оценивают ее минимум в 6 млрд рублей. Даже выплатив компенсацию бывшим владельцам гаражей около 1 млрд рублей, Смольный внакладе не останется.
По оценкам участников рынка, 1 га земли под гаражами стоит 8 млн рублей. В то время как, покупая землю промышленного пояса по 16–25 млн рублей за 1 га, девелопер должен вложить еще от 10 до 60 млн рублей в расчете на каждый гектар в ее реновацию.
"Гаражная земля в итоге может оказаться для застройщиков привлекательнее промышленных территорий. Не нужно вкладывать большие средства в ее очистку. Кроме того, власти не торопятся переводить промзоны под жилую и коммерческую застройку. Видимо, снос гаражей им кажется более простым решением", — говорит руководитель департамента недвижимости ГК "ЦДС" Сергей Терентьев.

Куда девать машины?

В Петербурге зарегистрировано, по разным данным, от 2 до 3 млн автомобилей. Ежегодный прирост автопарка составляет 60–100 тыс. машин. Городу нужно более 1,5 млн парковочных мест. Но реально их в 3 раза меньше.
При губернаторе Валентине Матвиенко была создана общегородская программа строительства парковок. Предполагалось, что в городе будет 23 перехватывающие парковки, но построено было только 10, преимущественно у станций метро. Идея массового строительства многоуровневых наземных паркингов тоже буксует. В 2010 году на торги единым лотом выставляли участки под 462 многоэтажных гаража в 16 районах города. Но аукцион не состоялся. Позже выяснилось, что единственный претендент на актив — компания "Невский гараж" ("дочка" холдинга "СПб Реновация") отказалась участвовать в конкурсе, сославшись на то, что программа не доработана. "На данный момент сформулирован адресный перечень размещения таких паркингов. Строить их будут инвесторы. Но работа не начнется, пока не будет утверждена концепция платных парковок. А когда это случится — неизвестно", — сообщили в КРТИ. Собственники гаражей считают, что платные паркинги — плохая замена гаражам. "За само место там придется платить несколько сотен тысяч рублей и ежемесячный эксплуатационный взнос 3–4 тыс. рублей в месяц. А в коллективных автостоянках годовой взнос не превышает 6 тыс. рублей", — заключил Владимир Первашов.
Говорить о том, что каждый участок под гаражами привлекателен, нельзя. Ситуация везде разная. Где–то гаражи расположены под ЛЭП, да и ничего другого там построить нельзя. В этом случае их лучше не трогать. Как минимум они выполняют полезную функцию — убирают часть машин из дворов. А есть действительно ценные места, которые используются не по назначению. Такие участки нужно освобождать и перепрофилировать. Только нельзя это делать огульно, нужно предоставлять владельцам нормальный компенсационный пакет — место в паркинге или денежную компенсацию.
Тарас Кручинин
генеральный директор ИСК "Сфера"
В 2012 году у нас забрали территорию на Дальневосточном пр. Сейчас на этом месте уже стоит жилой квартал холдинга "МегаМейд". Как только мы выдали владельцам гаражей справки о том, что они являются собственниками, они стали общаться по вопросу компенсации с комитетом по строительству в индивидуальном порядке. Сказать, что эта ситуация разрешилась красиво, я не могу. Многие члены нашей организации высказывают недовольство, что компенсации приходится ждать очень долго. Тем не менее процесс все равно идет.
Федор Аугьяров
председатель Невского отделения Всероссийского общества автомобилистов
Конечно, компенсации 50 тыс. рублей недостаточно. На них не купишь ни гараж, ни место в паркинге. Но по сравнению с тем, что было при Валентине Матвиенко, когда была установка не выплачивать ничего, это хотя бы подобие консенсуса. Это в том числе и заслуга самих владельцев, которые активно выходили на митинги во время сноса гаражей на Парнасе. Большего добиться уже вряд ли получится. Наши суды сильно зависят от звонка сверху, да и статус гаража сейчас крайне неопределенный. К тому же, судя по текущей протестной активности, похоже на то, что все всем довольны. Тем более что новый повод для радости появился — Крым.
Борис Карпов
председатель профсоюзного комитета межрегионального профсоюза владельцев гаражей "Рубеж"