"Деловой Петербург". Окна ниже плинтуса

Автор фото: Ишкиняева Надежда

Крупнейшие поставщики программного обеспечения постепенно отказываются от продажи лицензий. Бесплатной может стать даже новая версия операционной системы Windows. Компании учатся зарабатывать по-новому.

Один из лидеров мирового рынка программного обеспечения компания Microsoft, похоже, готовится к кардинальному изменению ценовой политики. По данным зарубежных СМИ, новая версия операционной системы (ОС) Windows может стать бесплатной для некоторых категорий пользователей. На первом этапе — для покупателей предыдущей версии ОС.
Эксперты рынка считают, что это только начало — компания, чья стратегия зиждилась на лицензионных отчислениях, будет постепенно отказываться от них в пользу заработков на сервисах, таких как, например, облачное хранение данных, контекстная реклама в собственном поисковике. Microsoft пока не комментирует эту информацию.
Тем не менее специалисты IT–отрасли посчитали сообщение важным знаком для рынка. "Отказ от лицензионных отчислений со стороны Microsoft — это самое большое потрясение в мире ПО, и оно не пройдет незамеченным для всех областей", — заявили в агентстве Mobile Research Group. Участники петербургского IT–рынка считают, что изменения могут привести к росту продаж ПО для бизнеса. Но в то же время, предполагают они, популярность ОС в среде госорганов может упасть.
Последние действия Microsoft показывают, что компания готовится к переменам. В феврале 2014 года она объявила о снижении на 70% стоимости лицензии для поставщиков устройств с ценой ниже $250. Кроме того, недавно компания сделала бесплатными лицензии на свои операционные системы, разработанные специально для планшетов и смартфонов, — эти продукты пока что не очень популярны, по мнению участников рынка.
Аналитики считают, что Microsoft и дальше будет двигаться в выбранном направлении: компания чувствует себя некомфортно в изменившихся рыночных условиях. Об этом говорят и внутренние перестановки. Недавно пост генерального исполнительного директора корпорации покинул один из ее основателей Стив Балмер. Его место в феврале 2014 года занял Сатья Наделла.

Бесплатное — в цене

Бесплатная модель распространения новой версии Windows призвана увеличить ее популярность. Отраслевые аналитики считают, что последняя версия ОС была не очень хорошо принята рынком.
Кроме того, говорят аналитики, Microsoft пытается догнать конкурентов, которые уже давно успешно практикуют модель бесплатного распространения операционных систем. Наибольший вклад в развитие этой тенденции внесла корпорация Google, которая несколько лет назад разработала открытую операционную систему Android для мобильных устройств. Деньги компании приносит не сама ОС, а доля от продаж приложений для системы, а также реклама. Сейчас это самая распространенная мобильная операционная система в мире. Добившись успеха на рынке смартфонов, Google нацелилась на рынок персональных компьютеров, разработав операционную систему Chrome OS. Модель уже переняла Apple, с недавнего времени распространяющая свою операционную систему Mac OS бесплатно.
Все идет к тому, что основной доход гигантам IT–рынка будут приносить надстройки, дополнительные сервисы.

Стороны медали

По мнению петербургских разработчиков, изменения в политике Microsoft ощутимо повлияют на рынок ПО для корпоративных клиентов. "В стоимость приложений включаются расходы на приобретение операционной системы, — говорит президент НП "Руссофт" Валентин Макаров. — Если ОС предлагается бесплатно, это существенно повысит привлекательность конечного предложения для клиента и, соответственно, спрос".
Но в то же время, полагают участники петербургского рынка ПО, бесплатное ПО труднее приживается в госорганах. "Одна из причин непопулярности свободного ПО среди госорганов у нас в стране — невозможность заложить "интерес" при его закупках", — говорит гендиректор "Этерсофт" Виталий Липатов.

Перераспределение

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отводит Microsoft 2 – 2,5 года для перехода на условно–бесплатную модель реализации ОС. Столь долгий срок он объясняет "неповоротливостью компании".
Аналитики полагают, что отказ от платы произойдет не одномоментно, компания будет постепенно расширять систему скидок для партнеров.
Эльдар Муртазин считает, что за это время российские компании, зарабатывающие на перепродаже лицензий, успеют подготовиться. "В связи с потерей популярности операционной системы Windows они и так сейчас чувствуют себя не лучшим образом, а потому уже думают об альтернативах", — говорит аналитик.
Продавцы техники с предустановленной ОС не ждут от судьбы подарков. "Стоимость операционной системы в цене персонального компьютера — это небольшие деньги, несколько десятков долларов, поэтому переход к бесплатной версии не сильно повлияет на общую цену, а значит, и на спрос", — полагает Виктор Гордейчук, президент сети "Техношок".
Главное же, что в результате ухода крупнейших игроков от лицензионной модели произойдет перераспределение рынка. Победу одержит тот, кто сможет быстро и правильно выстроить стратегию заработка на сервисах.
Хотя IT–корпорации зарабатывают основные деньги на лицензиях, они прекрасно понимают: переход к сервисной модели неизбежен. Мы с нетерпением этого ждем, так как сами всегда ориентировались на продажу услуг. Рынок уже начал быстро меняться. Но, пока объем продаж сервисов не сравняется и не превысит объем продаж лицензий, ни один вендор не откажется от платных лицензий. Для Microsoft лицензирование — это все еще большая доля выручки. Но там уже активно продвигают сервисы на базе облаков. Кроме того, пытаются завоевать позиции на рынке пользовательских устройств, осознавая, что основные деньги будут генерироваться контентом, передаваемым между устройствами.
Александр Семенов
гендиректор ГК "КОРУС Консалтинг"