Приехал к другу

Виктор Янукович нашелся в Ростове-на-Дону, где он дал пресс-конференцию. Судя по его словам, никаких реальных рычагов для изменения ситуации в свою пользу у Януковича не осталось. Остается только ждать, что новые власти Украины сами все испортят.

Главная новость, которую мы узнали после пресс-конференции "президента Украины в изгнании" Виктора Януковича, это то, что где-то под Ростовом у него есть какой-то друг. Именно на его даче Янукович и живет. "Недалеко от Ростова живет мой старый друг, — сказал он. — И я к нему приехал".
Низложенный президент всячески отрицал, что бежал из страны. Я, говорит, не бежал, я переехал в Харьков, где по условиям безопасности не стал выступать перед съездом депутатов Партии регионов, потому что была информация о том, что в город "прибывают радикально настроенные группы", а его кортеж еще в начале пути в Харьков обстреляли. Потом полетел в Луганск на вертолете, вертолетчики развернулись в Донецк, потом поехал в Крым, и наконец "патриотически настроенные офицеры" спасли Виктора Януковича и переправили его в Россию. Что за офицеры, чьей армии, российской или украинской, он не уточнил.
А перед этим он и его семья стали получать некие угрозы. Даже младшего внука, который ходит в детский сад, сказал Янукович, "угрожали люстрировать". Слово "люстрировать" он произнес с таким нажимом, как будто не знает значения термина "люстрация" и думает, что это как минимум четвертование. Может быть, конечно, ему угрожали, допустим, люстрацией, а он так и подумал.
В общем, не бежал, а просто поехал к другу. Коллег просто предупредить не успел. Успел только заехать к бойцам "Беркута" и извиниться перед ними. Простите, мол, ребята, и счастливо оставаться, удачи вам. И теперь сидит у этого друга, считает себя законным президентом Украины и намеревается "продолжить борьбу" за ее будущее.
Журналистов интересовало, каким именно способом Виктор Янукович намеревается это делать и заручился ли поддержкой Владимира Путина. Судя по всему, не заручился: он с Путиным не встречался, но по телефону поговорил, и Путин обещал встретиться, как будет время. "Удивляюсь, почему Путин до сих пор сдержанно молчит", — развел руками Янукович. А так — он просто настаивает на выполнении пунктов соглашения от 21 февраля, по которому оппозиция должна была разоружиться и покинуть захваченные административные здания. В намеченных на май президентских выборах принимать участие не будет, за военной поддержкой к России обращаться не собирается, о международной поддержке, видимо, речь вообще не идет, потому что именно страны Запада и США в отдельности Янукович обвинил в создании политического кризиса.
Интересно, что при этом возвращаться в Украину он готов только после получения международных гарантий безопасности и призывает к беспристрастному расследованию событий в Киеве под мониторингом в том числе Совета Европы. Если он обвиняет Запад в кризисе, у кого он просит гарантий, кого просит о беспристрастном расследовании? Лукашенко ему, что ли, должен гарантии дать?
Казалось, что единственным оружием Виктора Януковича остается призыв к совести радикалов. Что они одумаются и разойдутся. Это выглядело бы совсем неправдоподобно, но под конец Янукович все-таки поделился выжидательным планом: он рассчитывает, что новая власть приведет Украину к катастрофе и голоду. "Когда останутся без средств проживания, тогда поднимется промышленный Донбасс, и я не завидую тому, кто попадется под руку рабочему", — храбрился Янукович.
Что ж, если других возможностей не остается, то по-буддистски ждать, пока мимо по реке проплывет труп твоего врага, конечно, тоже вполне себе план. Например, принц Камбоджи Нородом Сианук (даже фамилии созвучны), которого отстранили от власти заговорщики в 1970 году, тоже ждал своего шанса в эмиграции. Через пять лет вернулся, был посажен красными кхмерами под домашний арест, а потом еще раз эмигрировал в Китай, создал там коалиционное правительство в изгнании при помощи некоторых оппозиционных красных кхмеров, дождался таки, пока режим Пол Пота окончательно не свалился, и в начале 1990-х триумфально снова стал королем. Правда, у Сианука была еще вьетнамская армия и поддержка ООН, а у Януковича на вьетнамскую армию надежды нет и не предвидится.