Девальвация давит на авторынок

Падение рубля подталкивает импортеров к повышению стоимости автомобилей, но пока многие из них выбрали выжидательную позицию на стагнирующем рынке.

Дистрибьюторы автомобилей, как правило, пересматривают рекомендованные розничные цены 2 раза в год и привязывают это к смене модельного ряда или года производства. Время стандартного подъема цен приходится на январь–март и на середину года. При этом на формирование стоимости иномарок значительное влияние оказывает курс валют. За год рубль ослаб к доллару на 18%, к евро — на 22%.

С оглядкой на других

Американский концерн GM одним из первых в феврале повысил на 5% цены на автомобили Opel и Chevrolet. Ряд компаний анонсировали увеличение цен на 1% в конце февраля. Однако многие импортеры пока не спешат пересматривать прайсы и оглядываются на конкурентов.
"Безусловно, часть наших моделей, а также частей для локального производства импортируется, поэтому сейчас мы еще оцениваем ситуацию, насколько сильное влияние она оказывает на нас. Также мы следим, как ведут себя основные игроки на рынке. Никаких решений еще не принято, но повышение вполне возможно", — не исключает Владимир Дмитриев, директор по маркетингу Nissan в России.
Руководитель отдела продаж Aurore Auto (официальный дилер Nissan) Евгений Иванов в ближайшее время ожидает роста цен на модели японского производителя на 3 – 5%. "В начале года цены были пересмотрены на такие популярные модели, как Nissan Qashqai и Nissan X–Trail. Повышение в среднем на 20 тыс. рублей было связано с повышенным ажиотажем на автомобили 2013 года выпуска", — говорит он.
"Девальвация рубля, которая наблюдается сейчас, не оказала влияния на рекомендованные розничные цены автомобилей Toyota и Lexus в России. Также наши планы продаж на год пока остаются неизменными", — заявили в компании "Тойота Мотор". Так, в 2014 году производитель рассчитывает реализовать в России около 155 тыс. автомобилей Toyota и около 16 тыс. автомобилей Lexus, что соответствует прошлогодним результатам. К слову, по прогнозу Комитета автопроизводителей АЕБ, в этом году продажи новых автомобилей в России составят 2,73 млн штук, что окажется всего на 1,8% меньше результатов 2013 года.

Защита от колебаний

Менее всего чувствительны к валютным колебаниям иномарки, собираемые в России. Иммунитет локально производимых авто к росту курса валют значительно выше, однако тоже имеет свои границы, отмечает Денис Петрунин, управляющий директор "Хендэ Мотор СНГ".
"Модель Hyundai Solaris имеет относительно высокую защищенность от колебаний курса рубля, так как уровень локализации составляет примерно 50%. Однако цена 50% комплектующих зависит от курса рубля. Ценообразование на другие модели напрямую зависит от курса валют. Я думаю, что все производители сейчас выжидают некоторой стабилизации курса рубля, чтобы провести внеплановую корректировку цен в соответствии с новыми реалиями", — убежден Денис Петрунин.
По его словам, автобизнес является отраслью с традиционно низкой маржинальностью, ориентированной на объем, и трудно представить, чтобы производители смогли абсорбировать такой обвал рубля без корректировки цен.
Высокий процент локализации автомобилей Renault в России позволяет производителю удерживать цены на автомобили с начала года, несмотря на постоянный рост курса евро. "Но на данный момент в условиях серьезной девальвации рубля мы вынуждены будем реагировать и пересмотреть цены на автомобили, так как покрывать такую девальвацию за счет производителя не представляется возможным", — сообщили в представительстве марки.

Подогреваемый спрос

Повышение цен на новые автомобили слабо повлияет на объем сбыта, считает управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков: "Дело в том, что те, кто твердо решил купить машину, будут искать способы сэкономить, но не откажутся от покупки. Часть клиентов перетечет на вторичный рынок, но доля их вряд ли будет больше 5%. Спонтанные покупки на этом рынке уже прекратились. И падение рынка с прогнозных 3,5 млн штук до 2,8 млн — это как раз доля тех, кто мог бы обойтись без покупки новой машины". По его оценкам, тех, кто откажется от покупки авто, будет не больше 2 – 4%.
По мнению Игоря Седова, директора по развитию "Аксель–групп", существенное влияние на рынок окажет подъем цен свыше 5 – 7%. Пока же падение рубля стимулирует продажи, особенно в премиум–сегменте.
"Как всегда, начинают хуже продаваться самые дешевые модели (до 500 тыс. рублей), и настоящий бум спроса — на машины дороже 1,5 млн рублей. В целом у нас продажи идут гораздо лучше прогноза. Однако данная ситуация временная, паника уляжется, и рынок вернется на свой уровень", — полагает эксперт.
"Как только потребитель получает информацию о грядущем повышении цен, продажи автомобилей увеличиваются. Покупатель стремится приобрести машину по старой цене. На следующем этапе мы наблюдаем краткосрочный период спада продаж. Этот период длится, пока рынок не адаптируется к новым ценам, затем продажи начинают расти и возвращаются на нормальный уровень", — рассказывает Сергей Вайнер, член правления дилерского комплекса "Автополе".
По его словам, повышение цен в меньшей степени влияет на продажи автомобилей в кредит.
Директор по маркетингу автоцентра "Атлант–М Балтика" Василий Орехов считает, что аврального повышения цен на автомобили ждать не стоит по нескольким причинам: "Во–первых, производственный цикл растянут во времени. Закупки запчастей и материалов для сборки автомобиля осуществлялись еще по ценам, рассчитанным исходя из прежнего курса рубля. Во–вторых, производители закладывают валютные риски в стоимость автомобилей и резко цены не отпустят, поскольку рынок не хочет терять никто. В–третьих, не у всех проданы остатки 2013 года".
При этом рост цен будет связан не только с курсом рубля, но и с сокращением спроса, при котором себестоимость производства единицы увеличивается.
От слабого рубля могли бы выиграть отечественные марки, но их стоимость уже приближается к иномаркам из–за утилизационного сбора, компенсировать который целиком государство не в состоянии. Кроме того, российские производители не смогут избежать подорожания комплектующих, а соответственно, и повышения цен, прогнозируют эксперты.
Колебания курсов валют оказывают влияние прежде всего на силу позиции на рынке импортируемых и отечественных автомобилей. К примеру, ослабление курса рубля, как правило, приводит к увеличению рублевой стоимости иномарок, собираемых за рубежом. Соответственно, их конкурентоспособность падает, и потребитель делает выбор в пользу более доступных моделей, а продажи снижаются. В меньшей зависимости от курса валют находятся предприятия, собирающие автомобили в России и имеющие высокую долю локализации. Чем выше уровень локализации, тем ниже зависимость от валютного курса, интереснее цена моделей автомобилей, выше объемы продаж и производства.
Азат Тимерханов
ведущий аналитик агентства "Автостат"
Прошлый год многие дилеры закончили с убытками в попытках поддержать продажи беспрецедентными до этого скидками. Несмотря на все эти старания, рынок новых автомобилей закончил год 5,5%–ным спадом. В текущем году продавать автомобили в минус для многих дилеров будет уже разорительно. Таким образом, при повышении официальных цен на 10%, вслед за ростом курса доллара и евро, по факту машины в дилерских центрах могут подорожать до 15% за счет снижения дилерских скидок хотя бы до нулевой маржи. При существующем на сегодня уровне валютных курсов падение продаж новых автомобилей по итогам 2014 года может составить до 15 – 20%.
Михаил Шевельков
Автоэксперт