Крупные проекты повлияют на ставки

Ставки аренды конференц–залов каждый год стабильно растут вместе с инфляцией — на 5 – 6%. В 2014 году помешать росту цен и скорректировать ситуацию может открытие нового конгрессно–выставочного центра.

Ставка на аренду конференц–зала зависит от типа недвижимости. Относительно невысока стоимость аренды небольших залов в бизнес–центрах и гостиницах (около 3 тыс. рублей в час), выше аренда зала в историческом дворце (3 – 10 тыс. рублей в час). Стоимость аренды зала в специализированных конгрессно–выставочных центрах — около 6 – 11 тыс. рублей в час. Высокая цена объясняется тем, что такие залы оснащены стационарной мультимедийной техникой и обладают необходимой инфраструктурой. Значительно дешевле обойдется помещение в учебном и государственном учреждении (от 1 – 5 тыс. рублей).

Цены за инфляцией

На цену влияет и то, как позиционируют себя зал и площадка. "Велика зависимость арендных ставок от местоположения, степени развития инфраструктуры, класса здания, его вместимости. Ценовая политика площадок в большинстве случаев достаточно гибкая, и стоимость рассчитывается индивидуально под проект", — говорит Василий Довбня, директор департамента консалтинга Colliers Int. SPb.
"Цена на конференц–залы остается стабильной и изменяется в соответствии с инфляцией — 5 – 6% в год, — рассказывает Елена Прозорова, консультант–аналитик компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network, — Основное изменение цен в 2013 году прошло в сегменте конференц–залов, находящихся в отелях, — появился, например, отель Four Seasons".
Повлиять на уровень цен могут и запланированные к строительству три крупных конгрессно–выставочных центра. Два из них пока лишь разрабатываются (центр в составе проекта "Морской фасад" и центр "Константиновский"), а один — I очередь "Экспофорума" — уже откроет свои двери в этом году (см. также с. 14). "В случае ввода в 2014 году заявленных конференц–залов в рамках проекта "ЭкпоФорум" можно ожидать снижение стоимости аренды уже существующих крупных (на 300 и более человек) площадок", — уверена Елена Прозорова.
А вот по оценке NAI Becar, цены на конференц–залы в 2014 году могут вырасти как минимум на 7%. "Предложение качественных площадок для мероприятий в Петербурге по–прежнему ограничено, поэтому новые проекты с удобной локацией, наличием парковки, несмотря на рост ставок, будут востребованы", — подчеркивает Александра Смирнова, директор направления инвестиционного брокериджа NAI Becar в Петербурге.

Арендный эффект

Наибольшей популярностью сейчас пользуются помещения на 50–100 гостей, расположенные недалеко от центра. Число конференц–залов в гостиницах растет, а помещения в бизнес–центрах, напротив, теряют популярность.
"У нас есть несколько залов в бизнес–центрах, которые были построены в то время, когда иметь свой конференц–зал было модно. Их мы предлагаем в качестве дополнительного сервиса для наших арендаторов, продвижением на внешнюю аудиторию особо не занимаемся. В новые проекты мы их не закладываем, поскольку с точки зрения экономических показателей это неэффективно", — уверен Дмитрий Золин, управляющий директор сети БЦ "Сенатор". Он объясняет это тем, что сегодня большинство компаний, арендующих даже сравнительно небольшие офисы площадью 200 – 300 м2, делают собственную переговорную. На экономическую эффективность сдачи в аренду залов влияют дополнительные затраты (проекционное оборудование, канцелярия и пр.), которые несут арендодатели. "Операционные расходы на содержание конференц–залов составляют около 30% от действительно валового дохода", — подсчитал Василий Довбня.