Путин ужесточает контроль над СМИ: после телевидения настало время радио

Автор фото: Global look press

Владимир Путин ужесточает контроль над независимыми СМИ. Первым под удар попало агентство РИА "Новости", затем — телеканал "Дождь". Теперь настало время радиостанции "Эхо Москвы".

Российская радиостанция "Эхо Москвы", которая предоставляет площадку для критиков правительства, сообщила, что независимость редакции теперь под угрозой из-за того, что ее мажоритарный акционер (подконтрольная государству структура) сменил генерального директора, передает Bloomberg.
На собрании акционеров "Газпрома" новым генеральным директором стала Екатерина Павлова, бывший топ-менеджер государственных СМИ. Судя по сообщению на сайте нефтекомпании, ей принадлежит 66% акций радиостанции. На своем месте Екатерина Павлова сменила Юрия Федутинова, который работал на "Эхе" с 1992 года.
"Несправедливым" такое решение назвал главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов в своем блоге. Это решение "не экономического характера, это попытка давления на редакционную политику "Эха Москвы" и на меня как на главного редактора", — добавил он.
Президент Владимир Путин принимает меры, чтобы взять под контроль противоречивые голоса в стране в то время, когда россияне злятся на критику сочинской Олимпиады в иностранных СМИ. Российский лидер, взошедший на президентское место уже в третий раз, держит негосударственные СМИ в узде. Еще во время своего первого срока он взял под государственный контроль главные национальные телеканалы.
Перестройка на "Эхе Москвы" началась вскоре после угрозы закрытия независимого телеканала "Дождь" и роспуска главной информационной службы России РИА "Новости". На "Дожде" выступали участницы Pussy Riot и главный критик Путина Алексей Навальный. Резкая критика в адрес канала началась в прошлом месяце, когда на его сайте появился опрос "стоило ли Сталину сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней".
Такой опрос вызвал волну негодования среди ветеранов и про-правительственных законодателей. Крупнейшие операторы кабельной связи заявили, что откажутся от трансляции "Дождя", сократив аудиторию канала с почти 18 млн зрителей до 2 млн.
Теперь раздражение изливается на "Эхо Москвы" через крупнейшую в России медиакомпанию "Газпром-медиа", подразделение государственного "Газпрома". По словам Венедиктова, генеральный директор был заменен на кандидата от "Газпром-медиа" вопреки пожеланиям сотрудников редакции. Журналисты владеют 34% акций, и они сохранили контроль над редакционной политикой, но все может измениться, если "Газпром-медиа" добьется своего, говорит Венедиктов.
Ежедневные эфиры "Эха Москвы" собирают аудиторию 3,8 млн человек, при этом потенциальная аудитория станции — 46 млн человек. Журналисты регулярно берут интервью у оппозиционных политиков.
“Государство хочет ограничить доступ граждан к информации. Мы подверглись критике, в том числе со стороны президента. Это нормально, но эта критика не должна восприниматься как "зеленый свет" для того, чтобы чиновники заткнули нам рот”, — заявил Венедиктов в телефонном интервью перед вчерашним собранием акционеров.
"Газпром-медиа" не ответил ни на запросы по электронной почте, ни на телефонные звонки. Радиостанция агрессивно отреагировала на назначение журналиста Дмитрия Киселева на пост нового главы международного информационного агентства "Россия сегодня", возникшего на месте РИА "Новости" в декабре.
Киселев же набросился на спорный комментарий журналиста "Эха Москвы" Виктора Шендеровича, который сравнил зимние игры в Сочи с Олимпийскими играми в Берлине в 1936 году, которые Гитлер превратил в пропаганду.
"Эхо Москвы" “делает либерализм столь непривлекательным, что это буквально отпугивает людей”, — заявил он. В своем блоге Алексей Венедиктов написал, что отказывается приносить извинения, отметив, что радиостанция самоцензурой не занимается.
В интернет-СМИ давление иногда бывает еще более непосредственным. Основатель крупнейшей российской соцсети "ВКонтакте" Павел Дуров отклонил требования властей закрыть оппозиционный блог, которым пользуются антипутинские демонстранты. Теперь акции соцсети с 95 млн пользователей принадлежат гендиректору "Мегафона" Ивану Таврину. Он купил 12% долю Дурова в прошлом месяце. Первоначальные партнеры Дурова тоже продали свои пакеты акций.
С похожими проблемами столкнулся основатель "Дождя" Александр Винокуров, который лично инвестировал в канал миллионы долларов и ожидал от него прибыли в следующем году. Крупнейшая в России кабельная компания "Триколор" отказалась транслировать канал, из-за чего у него возникли проблемы. “Мы потеряли большую часть нашей телевизионной аудитории.
Мы были отрезаны от нашего главного источника заработка", — прокомментировал 43-летний Винокуров, добавив, что теперь придется сократить 90% штата и закрыть прямые трансляции. "Возможно, нас сочли опасными, так как нашего главного редактора нельзя было вызвать на утреннее совещание и сказать нам, что показывать и чего не показывать", — сказал он.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал ленинградский опрос "Дождя" "преступлением всех границ" этических норм и отрицал какое-либо правительственное вмешательство. "Я ничего об этом не знаю", — заявил он в телефонном разговоре 13 февраля. Впрочем, некоторые видят другую картину. 13 февраля Совет по правам человека на своем сайте обвинил Путина в закулисной манипуляции, "эффективно разрушающей канал".
В 2014 году Россия заняла 148 место из 180 в глобальном рейтинге свободы СМИ, обнародованном "Репортерами без границ" 12 февраля. Такая кампания против независимых СМИ не совсем подходит стране, которая пытается привлечь иностранные инвестиции и обратить вспять отток капитала, который 2008 году составил $420 млрд, считает эксперт Kapital Asset Management LLP Вадим Бит-Аврагим. "Это удар на образ инвесторов о России. Главный удар придется на инвестиции, потому что они чувствительны к таким вещам. Это отражение уровня свободы рыночной экономики и национальных учреждений", — подчеркнул он.