"Деловой Петербург". С поезда на вылет

Автор фото: Свистунова Валентина
Подготовка города Сочи к Олимпиаде 2014. Скоростной поезд "Ласточка".

Железнодорожники проигрывают авиаторам в борьбе за пассажиров: за прошлый год поездами дальнего следования воспользовалось на 3% меньше граждан, а спрос на авиаперевозки возрос на 17%.

Авиаторы отбирают пассажиров у железнодорожников. За прошлый год маршрутная сеть авиакомпаний из Петербурга существенно расширилась, а стоимость авиаперелетов в некоторых направлениях вплотную приблизилась к цене билета на поезд.
В результате количество перевезенных пассажиров через Петербург поездами дальнего следования за 2013 год сократилось на 3%, до 17 млн человек, сообщили dp.ru в Октябрьской железной дороге (ОЖД — филиал РЖД). В то же время пассажирооборот аэропорта Пулково на внутренних авиалиниях возрос за прошлый год на рекордные 17%, отмечают в ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет петербургским аэропортом).

По воле правительства

Главная причина начавшейся в прошлом году негативной для РЖД динамики — это активная господдержка внутренней межрегиональной авиации, которая в последние 20 лет деградировала: маршруты, связывающие Петербург с областными центрами, закрывались.
Однако во второй половине 2013 года правительство РФ усовершенствовало меры господдержки и увеличило объемы субсидирования региональных рейсов. В результате маршрутная сеть, связывающая Петербург с регионами, начала расти как на дрожжах.
Кроме того, правительство очень долго в прошлом году не могло определиться с объемом субсидирования железнодорожных перевозок, что вынудило РЖД повысить стоимость проезда. Плацкарт подорожал на 20%, а купе — на 5%.
Затем Минфин РФ и вовсе предложил сократить субсидии железнодорожникам и увеличить бюджетное финансирование авиаперевозок.
Перекос в госполитике поссорил железнодорожников с авиаторами. В начале февраля Федеральная пассажирская компания (ФПК, "дочка" РЖД) обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на сайт лоукостера "Добролет" ("дочка" "Аэрофлота"), обвинив авиакомпанию в дискредитации конкурентов: мол, "Добролет" заявил, что ехать на поезде неудобно и долго, а другие авиакомпании слишком дороги.

Пригородный сегмент

При сохранении такой конъюнктуры можно прогнозировать, что через 2 года петербургский аэропорт будет обслуживать больше пассажиров, чем железнодорожные вокзалы, не считая пригородных перевозок. Они пока демонстрируют положительную динамику. Но в коротких направлениях железнодорожники могут потерять клиентов в этом году. Из–за высоких убытков пригородные пассажирские компании ("дочки" РЖД) намерены сокращать пригородные поезда. В частности, Новгородская область уже лишилась 20 поездов.
В ОЖД пояснили, что пригородные поезда будут ходить до тех пор, пока региональные власти будут субсидировать перевозки. "В долг работать в этом году мы не будем", — сообщили в ОЖД. По оценкам главы РЖД Владимира Якунина, совокупный долг регионов по пригородным перевозкам на 1 января 2014 года превысил 30 млрд рублей.

Главный маршрут страны

Наиболее прибыльным и пассажироемким для перевозчиков является направление Петербург — Москва. На нем разворачивается основная конкурентная борьба за пассажира.
За прошлый год авиаторы и железнодорожники перевезли между двумя столицами почти 10 млн человек. Из них более 3 млн человек воспользовалось скоростными "Сапсанами", что на 3% больше, чем в 2012 году. Спрос на авиаперевозки рос заметно быстрее. Авиаторы перевезли 2,7 млн человек, что на 15% выше уровня 2012 года.
Однако железнодорожники не намерены сдаваться — в их планах запустить во второй половине этого года сдвоенные "Сапсаны", что позволит увеличить пропускную способность дороги в период пиковых нагрузок. В свою очередь, в ВВСС сообщили, что количество рейсов на Москву в этом году возрастет примерно на 10%. В частности, о планах увеличить число рейсов на Москву этим летом заявил "Аэрофлот" (со 100 до 105 рейсов в неделю). Примерно на столько же, с 35 до 39 рейсов, планирует увеличить частоту полетов компания "Сибирь".

Зарубежная цель

Глобальная цель перевозчиков на ближайшие 2 года — нарастить объемы по международному транзиту.
С этой целью "Аэрофлот" еще в прошлом году начал через Министерство культуры пробивать идею о безвизовом 72–часовом въезде в Россию для иностранных граждан, прилетающих в аэропорты Москвы, Петербурга и некоторых других крупных городов РФ. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту говорится, что только "Аэрофлот" за счет безвизового режима получит дополнительный доход в 30 млрд рублей в год.
Железнодорожники тоже решили не оставаться в стороне, и в начале этого года с подачи РЖД Министерство транспорта выступило с инициативой о безвизовом въезде в РФ иностранцев на 72 часа по железной дороге. Сейчас законопроект на стадии обсуждения, чиновники рассчитывают внести его в Думу в конце года.
Прежде всего железнодорожники рассчитывают, что безвизовый въезд позволит им повысить заполняемость скоростных поездов "Аллегро", курсирующих между Петербургом и Хельсинки. На данный момент их загрузка достаточно скромна в сравнении с "Сапсаном" — всего 462 тыс. пассажиров за 2013 год, что на 30% выше уровня 2012 года.
Минтранс не дает прогнозов, насколько может возрасти загрузка "Аллегро" при безвизовом режиме, зато ссылается на позитивный опыт операторов круизных и паромных линий.
"Благодаря отмене виз в 2009 году стало возможным в принципе развивать паромный бизнес в России, — говорит генеральный директор St. Peter Line Сергей Котенев. — Из 700 тыс. пассажиров, которых мы перевозим ежегодно, примерно 40% — это иностранные граждане".
С ним соглашается Серик Жусупов, президент компании "Морской фасад", управляющей ОАО "Пассажирский порт Санкт–Петербург": "Безвизовый въезд в страну на поездах и самолетах позволит нашему порту увеличить поток круизных пассажиров".
Сейчас основная масса круизных туристов садится на лайнеры в Гамбурге, Копенгагене, отмечает эксперт.
По мнению Игоря Глухова , главы круизной компании "Интерконтиненталь Марин", введение безвизового въезда позволит ускорить оборот круизных судов в Петербурге и Сочи, если туристы будут садиться, например, в Петербурге, то лайнерам не придется простаивать в городе по 2 суток.