Граждане Швейцарии на референдуме ужесточили въезд в страну мигрантов из ЕС. Швейцария – еще одна страна, которая разочаровалась в свободе без границ по-брюссельски и начала самостоятельную установку границ макроэкономических и социальных.
Чуть более половины граждан Швейцарии на прошедшем в выходные референдуме высказались в поддержку ограничения на въезд мигрантов из стран ЕС. Теперь это ограничение должно будет приобрести форму закона.
Швейцария не входит в ЕС, но имеет с союзом соглашения о зоне свободной торговли и перемещения. Швейцарский рынок труда для граждан ЕС сейчас открыт. За несколько лет число мигрантов в Швейцарии выросло в 10 раз. Эти соглашения будут пересмотрены.
Представители Брюсселя уже высказались на тему ущемления прав и свобод своих граждан. Оппоненты этого решения в самой Швейцарии пугают проблемами на рынке труда.
У сторонников этого решения — другие аргументы. ЕС так много говорит о своей приверженности демократии, как же еврочиновники могут сомневаться в том, что прямое волеизъявление важнее какого угодно соглашения? Налицо двойные стандарты, уверены сторонники этой точки зрения.
Официальный Брюссель в последние годы показывает себя сторонником ультралиберализма во всех сферах жизни — от макроэкономики до семейной политики. При этом либеральные правила — от евроцентрализации монетарной политики до легализации однополых браков — должны неукоснительно исполняться.
Оппоненты Брюсселя говорят о тоталитарном насаждении этого подхода и о том, что за красивыми словами о свободе, отсутствии границ и общем континенте стоят весьма конкретные интересы крупнейших корпораций в дешевой рабочей силе, централизации бюджета и освоении таких, например, интересных новых видов бизнеса, как суррогатное материнство.
Правительства европейских стран одно за другим заговаривают о проблематичности этого "безграничного" подхода и начинают выстраивать границы в разных сферах — от финансовой до социальной — самостоятельно. Всякий раз они встречают протест Брюсселя, который грозит очередному отщепенцу материальными санкциями.
За два месяца до швейцарского референдума граждане Хорватии внесли в Конституцию поправку, в соответствии с которой семья определяется как брак мужчины и женщины. Это запрещает, в частности, однополые браки. Почти 90% граждан Хорватии называют себя христианами, и результаты референдума показывают, что они не готовы воспринимать социальную политику ЕС некритично, говорят эксперты.
Возводят границы и в других странах. Правительство Испании запретило аборты по любым причинам, кроме медицинских, закон ждет одобрения парламента. Ограничения для мигрантов готовят не только в Швейцарии, но и в Чехии.
Самый известный отщепенец Евросоюза — Венгрия. Там наотрез отказываются перейти на евро и таким образом отказываются от независимой монетарной политики. Что касается социальной сферы, то в преамбулу Конституции внесены строки о том, что "духовное и интеллектуальное единство венгерского народа держится на Боге и христианстве". Аборты и однополые браки запрещены.
Впрочем, обратных примеров тоже немало. В целом ряде стран действующие власти считают, что покорены еще не все пределы свободы. Португалия разрешила однополым парам усыновлять детей, Болгария и Польша упростили процедуру предоставления видов на жительство.
В некоторых странах, говоря финансовым языком, наблюдается волатильность. Так, бельгийские власти говорят о легализации эвтаназии для несовершеннолетних по решению родителей и одновременно усложняют процедуру натурализации, таким образом ограничивая количество "новых бельгийцев".
Наиболее острые дискуссии — в Англии и Франции. Казалось бы, Франция — пример "свободы без границ": в последние месяцы вдобавок ко всему остальному там разрешили однополые браки, аборты без всяких условий, а также зачем-то запретили женщинам после свадьбы брать фамилию мужа. Но каждая такая поправка вызывает миллионные митинги протеста, рейтинг властей крайне низок, обсуждается, не пересмотрит ли следующее правительство все эти законы. И уже действующие власти запрещают конкурсы красоты для детей до 16 лет и вводят штрафы для клиентов проституток.
Аналогичные процессы происходят в Англии. Ярче всего это проявляется в сфере экономической: Великобритания не присоединяется к еврозоне и всячески уклоняется от подчинения своей макроэкономической политики Брюсселю. В следующем году ожидается референдум о выходе из ЕС. Волатильна и социальная сфера: правительство легализовало однополые браки, но заговорило про ограничение доступа мигрантов и уже усложнило процесс получения пособий.
Политологи не ожидают, что в Брюсселе примут близко к сердцу все эти тенденции и решат предоставить странам-участникам больше финансовой и социально-политической независимости или хотя бы откажутся от своего нынешнего подхода. Более вероятным выглядит другой сценарий: увеличение числа референдумов, подобных швейцарскому и хорватскому, с аналогичными результатами, а также рост популярности правых партий, который уже наблюдается в центральной и северной Европе. Десятилетия свободы так и не сделали граждан ЕС сторонниками свободы без границ.