"Деловой Петербург". Заграница не поможет

Автор фото: Яндолин Роман
На заводе Hyundai Motor Manufacturing Rus 15 августа 2013 года выпустили юбилейный полумиллионный автомобиль.

Участников петербургского автокластера девальвация рубля может подтолкнуть к увеличению степени локализации производства, чтобы снизить себестоимость.  Цены на детали растут пропорционально росту курса валют - на 7-8%

Автопроизводители отмечают, что цены на детали растут пропорционально росту курса валют - на 7-8%. У компаний, работающих в режиме промышленной сборки, зафиксированы цены в валюте на импортируемые комплектующие, объясняет Михаил Блохин, гендиректор Национальной ассоциации производителей автокомпонентов. "Увеличение курса валют приведет к росту затрат производителей и, как следствие, к удорожанию конечной продукции. Произойдет это не сразу, с незначительной отсрочкой по времени", — успокаивает он. В итоге конкурентоспособную цену смогут предложить те из них, кто меньше зависит от импортных комплектующих.

Сохранить цену

Автодилеры пока не заметили последствий падения курса рубля. "Европейские компании выставляют цены в евро, но в РФ расчеты производятся в рублях. Курс евро / рубль для машин, выпущенных с начала года, фиксируется либо с начала текущего года, либо — у ряда импортеров — в конце I квартала, — объясняет Александр Кумпан, исполнительный директор ООО "Аксель групп". — Стоимость в рублях в дальнейшем не пересчитывается при колебаниях курса в пределах 20%". Примерно то же самое относится и к закупке у импортеров запчастей.
"Цены вырастут на машины 2014 года, которые реально начнут продаваться с марта–апреля. Уровень цен уже примерно согласован, так что дополнительного роста, больше оговоренного, мы не ожидаем", — говорит Александр Кумпан. Если же цены в конце I квартала будут пересмотрены в сторону увеличения, то одновременно с этим импортеры введут программы дополнительной поддержки, полагает он.
Как добавляет Андрей Толоконников, директор ДЦ "GM–Автомир" в Петербурге, ожидания потребителей по девальвации рубля могут вызвать всплеск продаж, который наблюдался в кризис весной 2009 года, когда граждане начали покупать товары долгосрочного пользования по старым ценам. А через полгода, когда стоки дилеров обновятся свежими машинами, может начаться спад продаж, так как цены поднимутся вслед за курсом доллара и евро к рублю, рассуждает он.

Преимущество в локации

Автопроизводители не берутся прогнозировать, как сильно вырастет стоимость машин.
По словам Михаила Блохина, компании с большим уровнем локализации будут иметь конкурентное преимущество в отношении цены конечной продукции. Финансовый директор "МВ Кингисепп" Игорь Жуков подтверждает, что продукция автопроизводств, использующих импортные материалы и запчасти, будет дорожать.
Представитель завода Hyundai Мария Мальцева отмечает, что в компании серьезно обеспокоены текущей ситуацией с курсом валюты. "Надеемся, что принимаемых нами мер будет достаточно для предотвращения роста цен", — говорит она.
"Затраты компании на приобретение комплектующих у иностранных поставщиков изменяются пропорционально изменению курсов валют", — сообщают в "Тойота Мотор". В то же время, отмечают в компании, курс рубля далеко не главный и не единственный фактор, учитываемый при ценообразовании: в расчет берутся и другие экономические риски.
"Тем не менее девальвация рубля, которая наблюдается сейчас, не окажет влияния на стоимость продукции для конечного потребителя", — утверждают в "Тойота Мотор".
Трудно сказать, приведет ли это к уменьшению объемов производства автомобилей. Сейчас компании будут минимизировать издержки, например искать достойное импортозамещение, или переложат нагрузку на покупателя, — рассуждает Игорь Жуков. — Но непонятно, какой будет реакция рынка на конкретное повышение цен".