Вывести на эмоции

Продажи автомобилей во многом зависят от эмоционального состояния потребителя

Российский авторынок заканчивает год не с самым плохим результатом. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по ноябрь 2013 года продажи снизились на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За 11 месяцев было продано свыше 2,5 млн автомобилей. В минувшем ноябре продажи составили 232 тыс. штук, что на 4% ниже ноября прошлого года. К концу года рынок замедлил падение, однако стабилизации продаж, которую ждут игроки, пока нет. "Без сомнения, продажи на автомобильном рынке в целом продолжают снижаться, хотя и с чуть меньшей скоростью, — комментирует Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. — Долгожданная стабилизация в терминах сравнения с тем же периодом прошлого года так и не наступила. Мы надеемся, что в декабре будет движение в этом направлении, и рынок покажет приличный результат под конец во всех смыслах трудного года".
Возможно, результаты декабря несколько улучшат общегодовой показатель.

Большая часть в минусе

В ноябре активно росли продажи у марок Haima (2400%), Isuzu (625%) — по обеим маркам сработал эффект низкой базы, поэтому цифры прироста столь велики. Значительно увеличились продажи FAW (492%), Smart (150%), Subaru (50%).
Из 57 марок (включая отельно выделенные направления по коммерческому транспорту), которые охватывает статистика АЕБ, в ноябре у 29 производителей продажи снизились. Фактически остановились продажи у марок BYD (–99%), "Иж" (–95%), Vortex (–95%), Bogdan (–88%). Сначительно просел спрос на TagAZ (–69%), Dodge (–64%), Chrysler (–57%), BAW (–49%), SEAT (–41%), Volvo (–32%), УАЗ (–30%). Лидер продаж в стране — отечественная марка Lada — потеряла в ноябре 19% (с начала года — 16%). Самый востребованный иностранный бренд — Renault — увеличил продажи в ноябре на 3% (за 11 месяцев года — на 11%).

Эмоции довлеют

Специалисты агентства "Автостат" изучили поведение потребителей и выяснили основные причины покупки — смены автомобиля. Так, для 26% опрошенных автовладельцев главным параметром выступает выход новой модели, а также усталость от имеющегося авто. Среди мужчин этот показатель выше (28,9%), а среди женщин чуть ниже — 22,3%.
На втором месте по значимости оказалась причина "подошел срок для продажи по приемлемой цене" (19,8%). Однако если учитывать гендерный фактор, то для женщин этот показатель лишь на третьем месте (17,4%), а на втором месте — "проблемы с автомобилем (поломки, авария)" (19,0%). Кроме того, более значимая причина для смены автомобиля для женщин — "смена семейного положения / рождение ребенка" (11,0% опрошенных, 4–е место в рейтинге причин). Для мужчин этот параметр оказался лишь на 6 месте (6,5%), уступив причине "купил для хобби (поездки за город, охота, рыбалка и т. п.), — 7,4%.
На последнем, восьмом месте для женщин оказалась причина "подошел к концу гарантийный срок производителя" (3,6%), а для мужчин — "получил в подарок / получил наследство" (2,7%).
Эксперты отмечают высокую эмоциональную составляющую в мотивации российского покупателя по сравнению с европейским. Так, в Европе около 50% автомобилистов говорят о том, что они меняют свой автомобиль, лишь когда он выходит из строя или ломается.

Вторые в Европе

Если проводить параллели с Европой, то по итогам ноября российский рынок занимает вторую строчку в рейтинге продаж. Лидером по реализации автомобилей в ноябре остается Германия, где было продано 254 651 машин (–2%).
На третье место поднялась Великобритания, где результат продаж за ноябрь стал лучшим с 2004 года. На четвертой и пятой позиции расположились Франция и Италия соответственно.