"Деловой Петербург". Телефоны звонят в метро

Автор фото: Иванов Евгений
Станция метро Площадь Александра Невского

Новые игроки рынка сотового ретейла делают упор на развитие в метро. Однако жесткие условия аренды: и тот факт, что самые выгодные торговые площади в подземке уже заняты, не обещают высокой рентабельности.

Петербургский метрополитен начала осваивать сеть по продаже сотовых телефонов "Хорошая связь", до этого известная лишь за пределами Петербурга. Компания за год открыла точки продаж на девяти станциях. Конкуренты, работающие в метрополитене, скептически оценивают перспективы нового игрока, утверждая, что самые выгодные места уже заняты, а оставшиеся слишком дороги и нерентабельны.

Сеть из регионов

"Хорошая связь" принадлежит петербургским предпринимателям Александру Брайченко и Константину Скрылеву. Она появилась еще в 2003 году, но развивалась лишь за пределами Петербурга: в Вологодской и Ленинградской областях, а также в Коми и Карелии. В настоящий момент сеть насчитывает 35 магазинов, ее выручка в 2012 году, по словам собственников, составила 50 млн рублей.
В 2013 году собственники решили выйти на рынок Петербурга. За год компания смогла открыть в вестибюлях станций метрополитена и вблизи выходов девять магазинов. "В отличие от точек других сетей по продаже мобильных телефонов, присутствующих в метро, которые делают акцент на продаже подключений, мы планируем специализироваться на аксессуарах", — сообщил корреспонденту dp.ru Константин Скрылев.

Дефицитные площади

Дальнейшие планы по развитию компании зависят от появления новых торговых площадей в метрополитене — а они, по словам существующих арендаторов, появляются крайне редко. "Метрополитен, наоборот, в последнее время уменьшает количество площадок для аренды, например задействуя свободные места под установку аппаратов по продаже жетонов", — сообщили в сети по продаже прессы "Метропресс" ("Первая полоса").
"При этом все наиболее выгодные места в метро уже давно заняты теми, кто первым начал развивать торговлю мобильными телефонами в метрополитене", — сообщил источник в монобрендовой сети "МТС".
В настоящее время в метрополитене представлены торговые сети всех мобильных операторов. Тем не менее площади иногда все же появляются. "Капитальный ремонт станции "Пионерская", например, позволит нам ввести дополнительные места для продажи цветов", — рассказали в ГУП "Петербургский метрополитен". Представители ГУП утверждают, что новые свободные места распределяются на конкурсах, информация о которых публикуется на сайте госзакупок.
Кроме того, новые площади появляются в результате оптимизации арендного фонда существующими арендаторами. Например сейчас в процессе высвобождения нерентабельных площадей находится сеть "Первая полоса". На их месте открылась часть точек "Хорошей связи". В ГУП "Петербургский метрополитен" затруднились сказать, на каких условиях это произошло (возможно, речь идет о субаренде).

Не лакомый кусок

По словам конкурентов "Хорошей связи", метрополитен — сейчас не лучшее место для расположения сотового ретейла. Это объясняет, почему малоизвестная сеть смогла быстро увеличить там свое присутствие. Как отмечают в "Билайне", цены на аренду в метро выше, чем в традиционных местах сходной проходимости.
"Гораздо предпочтительнее размещение салонов связи сейчас в торговых точках вблизи метро", — считают источники в Tele2. В этом случае торговая точка захватывает как пассажиров метро, так и просто идущих мимо.
С не очень высокой рентабельностью, на уровне 20%, уже столкнулись и владельцы "Хорошей связи". Поэтому сейчас они рассматривают возможность расширить спектр услуг, предложив ряду интернет–магазинов стать пунктами выдачи их товаров. Однако этому могут помешать существующие ограничения метрополитена.
Основная цель метрополитена — обеспечивать безопасные условия для пассажиров. Создание торговых мест для него задача второстепенная. Поэтому нет ничего удивительного в том, что площадей не хватает. На новых станциях, как известно, торговли вообще нет, так как она вся переместилась в ТРЦ, построенные над вестибюлями. Я не вижу ничего странного в том, что малоизвестная компания смогла разместить в метро сразу несколько магазинов. Уверен, что метрополитен никогда бы не допустил каких–либо нарушений.
Сергей Маркелов
гендиректор ООО "Метропресс"
Чтобы торговать в метро, нужен правильный продукт: не Louis Vuitton и не какое–нибудь барахло — а также правильная концепция. Если все это есть, наличие торговых точек в подземке может быть очень полезным, несмотря на высокую стоимость аренды. Это проверка на прочность. Я не исключаю, что у новых арендаторов есть связи или они предложили особые условия руководству метрополитена. Ведь попасть туда очень сложно. Но не факт, что компанию ждет успех. То, что работает везде, не всегда срабатывает в Петербурге.
Андрей Лушников
председатель совета директоров группы компаний "БестЪ"