"Деловой Петербург". Коворкинг вместо декрета

Автор фото: Яна Романова
Сеть развивающих детских центров КрошкаРу

Петрбургские бизнесмены намерены объединить коворкинг и детский сад, чтобы создать специальное место для комфортной работы родителей и маленькими детьми. Идея проекта выросла из детской комнаты в офисе.

Марина Седова–Бахенская, соучредитель интернет–магазина детских товаров "МаммаМиа" и еще нескольких компаний, разработала проект коворкинга (пространства для работы), совмещенного с частным детским садом. Коворкингов в Петербурге немало, но нет ни одного специального места для работающих родителей с маленькими детьми. Партнером Марины Седовой–Бахенской станет Елена Михайлова; несколько их совместных проектов уже успешно реализованы.
Идея проекта выросла из детской комнаты в офисе, организованной предпринимательницами. "Дома дети требуют стопроцентного внимания, а здесь понимают, что маме нужно работать, — говорит Марина Седова–Бахенская. — Мы недавно узнали, что в Западной Европе уже существуют такие пространства".

Если очередь в детсад

Будущий коворкинг совместит функции детского сада и пространства для работы, отдыха и хобби. Там планируется проводить мастер–классы для мам, развивающие занятия для детей. Первый коворкинг создатели планируют открыть в Красносельском или Приморском районе: именно там самые длинные очереди в детские сады. А если проект будет успешен, появится сеть коворкингов. Помещение для аренды пока ищут и готовятся к тому, что придется делать капитальный ремонт: санитарные требования к детским учреждениям особенно высоки. Именно в получении лицензии организаторы проекта видят основную трудность.
Стартовый капитал Марина Седова–Бахенская оценивает примерно в 4 млн рублей. Часть этих денег будет извлечена из других направлений бизнеса, остальное — средства частных инвесторов и кредиты. Также предприниматели надеются получить грант фонда "Наше будущее". Инвесторы пока не найдены.
Еще одна сложность — в коворкинге могут работать только фрилансеры и удаленные сотрудники, а большинство компаний требуют присутствия сотрудников в офисе. Однако предприниматель уверена, что привлечение клиентов не станет проблемой. "Многие женщины выпадают из социума, когда появляется ребенок, — говорит она. — Уже сейчас молодые мамы интересуются нашим проектом. Мы надеемся, что за 4 года проект выйдет на окупаемость".

"Прикрутить" услугу

В Петербурге, как и в Москве, в последние годы открылось множество арт–пространств, коворкингов и антикафе, где платят не за еду, а за время. Это "Третье место", "Зона действия", "GreenБизнес" и другие. Большинство старается привлечь определенную аудиторию. Например, "КЛАСС TRUE DA" дает клиентам возможность пользоваться электроинструментами и оборудованием для хенд–мейд. Руководитель коворкинга "Хорошая республика" Игорь Шулинин считает, что коворкинги в чистом виде не могут представлять серьезный коммерческий интерес.
"Все, даже самые успешные, проекты имеют внешние источники доходности, — говорит Игорь Шулинин. — Приходится "прикручивать" дополнительные услуги, в нашем случае это антикафе и проведение мероприятий. Главная сложность — найти хорошее помещение". Денис Дроздов, руководитель коворкинга ALTERA, считает, что в России люди предпочитают уединение. "Что касается коворкинг–модели для мам, — рассуждает Денис, — то в России еще рановато ее внедрять, молодые мамы все–таки стремятся посидеть с ребенком в декрете, в отличие от европейских женщин, которые больше привязаны к работе".