"Деловой Петербург". Рынку пора сбросить одежду

Автор фото: Свистунова Валентина

Петербургский розничный рынок готовой одежды объемом 200 млрд рублей приближается к насыщению. До 85% общего объема приходится на импортную продукцию, а половина импорта ввозится из Турции и Китая.

Петербург является вторым после Москвы городом России по объему сбыта готовой одежды. В 2012 году, по данным Euromonitor International, общий объем российского рынка одежды составил 1541,1 млрд рублей. Большая часть этой суммы приходится на сегмент женской одежды. По данным DISCOVERY Research Group, объем рынка женской одежды составил 895 млрд рублей. До 85% общего объема приходится на импортную продукцию, при этом половина импорта ввозится из Турции и Китая.
По данным исследования MARKET MASTERS за 2012 год, в Петербурге сбывается 13% общего объема одежды, продаваемой в розницу в России. Таким образом, объем петербургского рынка одежды в прошлом году составил 200,3 млрд рублей.

Доходные сегменты

Как и в целом по стране, большая часть общего объема продаж одежды в Петербурге приходится на продукцию для женщин. В декабре 2012 года в рамках семинара БРИК в Париже председатель Совета европейской моды и экспорта текстиля (EFTEC) Райнхард Депфер составил пирамиду наиболее востребованной женской одежды на основе уровня продаж в России. Исходя из исследования, в денежном выражении наибольший объем продаж приходится на средний ценовой сегмент (27% общего объема рынка, средняя цена одной вещи — от 1000 до 2900 рублей). Наименьший объем (14%) приходится на сегменты премиум и люкс (premium & luxury) со средней ценой одной вещи от 7 тыс. до 14 тыс. рублей.

Рынок манит

Российский рынок выглядит наиболее привлекательным для ретейлеров, так как в отличие от европейских стран и США здесь они пока еще могут рассчитывать на 6 – 7%–ный рост продаж, в то время как на развитых рынках этот показатель не превышает 2%. Петербург является ключевым рынком для развития торговых сетей большинства брендов одежды, однако игрокам здесь становится тесно. Свое развитие они продолжают в регионах, что в перспективе сулит стагнацию роста розничного рынка одежды в городе.
Впрочем, представители люкс–сегмента отмечают последовательный рост продаж в Петербурге: "Анализируя продажи из сезона в сезон, мы можем отметить постоянный рост количества заказов и бюджета. Замедление произошло лишь однажды — в сезоны осень–зима 2009 / 10 и весна–лето 2010, которые последовали за кризисом, охватившим Россию в 2008 году, — говорит Роберто Кинелло, глава компании Societa’ Italia (дистрибуция одежды под марками Blumarine, Blugirl, PaulSmith, Philipp Plein). — Поэтому ситуация в сегменте люкс остается вполне позитивной, несмотря на многие утверждения о том, что скоро последует очередной кризис".
В розничном сегменте люкс в Петербурге сильные позиции занимают компании "Джамилько" (восемь бутиков Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel, Burberry и др.), Machiavelli Luxury Group (семь мультибрендовых бутиков Just Cavalli, Vivienne Westwood, Canali, Santoni и др.), Babochka (шесть мультибрендовых и три монобрендовых бутика, всего 100 разных брендов), Mercury (универмаг ДЛТ).

Родные имена

Примечательно, что в наиболее востребованных среднем и низком ценовых сегментах сильные позиции имеют отечественные марки. Среди активных петербургских компаний, которые занимаются выпуском одежды и развитием собственных торговых сетей, можно выделить Melon Fashion Group и Oodji. Первая выпускает одежду под марками Zarina, Love Republic, befree. По данным на 1 октября 2013 года, под управлением Melon Fashion Group находится 527 магазинов в России и странах СНГ. Оборот компании в 2012 году вырос на 32% по отношению к 2011 году и составил ориентировочно 8,563 млрд рублей.
Компания Oodji (бывшая OGGI) занимает 77–ю строчку в ежегодном рейтинге компаний розничной торговли INFO Line&Retailer Russia TOP–100 с годовым оборотом более 8 млрд рублей. Под ее управлением находятся 395 магазинов, в том числе 32 в Петербурге.
Основными иностранными конкурентами этих отечественных марок являются бренды группы Inditex (Zara, Pull & Bear, Bershka, Stradivarius), H&M, Mango.

Места силы

Доминирующей тенденцией последних лет является перераспределение покупательских потоков на главной торговой артерии города — Невском пр. Ранее там преимущественно работали монобрендовые бутики класса масс–маркет, однако с открытием торгово–развлекательного центра "Галерея" практически все они были закрыты. В результате покупательские потоки стали концентрироваться в районе пл. Восстания, где расположены ТРК "Галерея" и ТК "Невский Центр".
Открытие обновленного ДЛТ привело к тому, что концентрация покупателей одежды класса люкс возросла в районе Большой Конюшенной ул.
По мнению экспертов, рынок торговых площадей в Петербурге достиг высоких показателей в расчете на одного жителя, что препятствует дальнейшему развитию торговли. В ближайшие годы рынок одежды в Петербурге может перейти в фазу стагнации, рост прибыли остановится. Выходом из ситуации может послужить открытие магазинов в тех районах, которые удалены от центра.
 
 

Таблица

Рынок текстильной одежды для женщин в России

Источник: Совет европейской моды и экспорта текстиля (EFTEC), 2012 г.