Темпы роста ВВП почти нулевые, а увеличивать расходы бюджета больше нельзя, считают в Минфине и Минэкономразвития. Эксперты считают, что правительство готовится к кризису. Но главная проблема экономики – не объем расходов, а их эффективность.
В Минфине и Минэкономразвития царит пессимизм по поводу состояния экономики. Это стало ясно из заявлений, сделанных в среду министром финансов Антоном Силуановым и заместителем главы МЭР Андреем Клепачом.
На заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам депутаты в очередной раз попросили увеличить расходы бюджета. Делать этого нельзя, дальнейшее увеличение расходов может создать крайне рискованную ситуацию для экономики страны, сказал Силуанов. В последние пять лет расходы бюджета растут едва ли не вдвое быстрее ВВП. Тратить Резервный фонд, по словам Силуанова, тоже не надо.
На том же заседании Андрей Клепач заявил, что "темпы роста ВВП в третьем квартале практически нулевые". "Предполагалось, что нам удастся переломить тенденцию к снижению экономического роста и ту стагнацию, которую мы сейчас наблюдаем", — сказал замминистра, дав понять, что сделать это не удалось.
Экономисты констатируют, что ситуация описана довольно справедливо. При этом очевидно, что есть политический запрос на продолжение роста расходов: повышение зарплат бюджетникам и силовикам, выполнение предвыборных обещаний Путина. В этой связи неясно, по какому пути пойдет правительство — продолжит тратить, будет экономить или начнет искать компромисс.
Читайте также:
ВВП России с начала года увеличился на 1,3%
Ответить на этот вопрос сложно, потому что экономическая политика в стране не определена, говорит экономист Ярослав Кабаков: "Ситуация труднопрогнозируемая. Судя по действиям правительства, они готовятся уже не к стагнации, а к кризису. Похоже, что будут маневры, действовать будут по ситуации. Полноценной стратегии просто не может быть — нет в правительстве таких экономистов".
Компромисс будет, по-видимому, в том, что правительство продолжит финансировать социальные обязательства, а остальные будет урезать, полагает финансовый аналитик Альфа-банка Наталья Орлова. Таким образом чиновники попытаются пройти между финансовой Сциллой и политической Харибдой.
Будет выбран ограничительный вариант, считает глава КГ "Решение" Александр Батушанский. В правительстве понимают, что при снижении доходов увеличивать расходы можно или увеличивая налоги, или печатая деньги. Первый вариант не рассматривается, второй привел бы к инфляции, с которой правительство всегда борется, осознавая, как сказывается высокая инфляция на важнейшем показателе — ставках кредитов. Поэтому будет торг между ведомствами, кто из них сколько потеряет.
Эксперты сходятся в мнении, что главной бюджетной — и экономической — проблемой является не снижение доходов, а очень низкая эффективность расходов.
Из-за неэффективности расходов экономика теряет 3-4% роста ВВП ежегодно, то есть темпы роста замедляются в 1,5-2 раза, оценивает Александр Батушанский. Уровень неэффективности расходов — 30-40%, и за последние пару лет этот показатель вырос вдвое — все понимают, что деньги кончаются, и стараются успеть, говорит Наталья Орлова. Экономика теряет из-за неэффективности десятки процентов, а для правительства вообще нет такого понятия, как эффективность, и нет запроса не нее, что создает обширное поле для коррупции и прочих злоупотреблений, констатирует Ярослав Кабаков.